Заслуженная артистка Украины Екатерина ПУШКИНА родилась и выросла в Феодосии. Могла остаться в Крыму, но педагоги, оценив яркий талант девочки, посоветовали покорять столицу. Она думала, что посвятит всю свою жизнь одному инструменту – гитаре, однако благодаря судьбоносной встрече с Оксаной Билозир стала не только блестящей вокалисткой, но и автором песен. Знакомьтесь – солистка Государственного академического ансамбля песни и танца Национальной гвардии Украины, автор и композитор Екатерина Пушкина, эксклюзивно для читателей «Аргументов недели».
– Где вы родились?
– Родилась в Крыму, в городе Феодосия, в 1985 году.
– А когда перебрались в Киев?
– В 2002 году я поступила в Киевский национальный университет культуры и искусств на эстрадный вокал.
– Почему такой выбор был?
– А я признаюсь: выбора не было! Я профессиональная гитаристка, окончила музыкальную школу по классу гитары, объездила множество республиканских и международных конкурсов, где занимала первые места. Моим ориентиром была инструментальная музыка, и я видела себя как солирующую гитару. Я собиралась поступать в консерваторию, и уже были переговоры, поскольку один педагог хотел меня брать на второй курс сразу. У меня все горело тогда: и Киев, и Харьков, и Днепропетровск. Симферополь меня сразу забирал в музыкальное училище – сам член жюри музыкального конкурса «Юный виртуоз» меня приглашал. Но в свои пятнадцать лет я приехала в Киев со своим педагогом по сольфеджио на прослушивание в Университет культуры, поскольку мой педагог сама его оканчивала. Меня соглашались брать сразу, сказали, что у нас так не все играют на третьем курсе, но произошла случайная встреча с народной артисткой Украины Оксаной Билозир. На то время она была заведующей кафедры эстрадного искусства. Она услышала, как я играю, и спросила: «А вы что-нибудь поете?» Конечно, я что-то пела, но не профессионально. Мне, пятнадцатилетней, эти слова очень сильно запали в душу. Я счастливая уехала домой – меня брали на класс гитары, что может быть лучше! Дома, гуляя по морскому побережью, я все думала, а что я могла и хотела бы петь под гитару. И тогда я подумала: «А может, мне написать самой песню?»
– То есть Оксана Билозир так сильно повлияла одной фразой?
– Она открыла во мне то, о чем я и не знала. Я уверена, что в жизни все наши встречи закономерны и даются нам свыше.
– Вернемся к побережью. Бродили и написали песню?
– Вернулась домой, закрылась в своей комнате и записала три песни: «Когда твои глаза мне шепчут о любви», «Две свечи» и «Я помню». Такие у меня были настроения тогда. Я показала песни своему педагогу по гитаре, и он предложил мне исполнить их на республиканском конкурсе «Юный композитор». Я была не уверена в себе и не хотела, но педсостав меня обманул – пригласили как гостя, и я спела эти три песни. Все с нетерпением ждали результат конкурса, и тут полной неожиданностью для меня стало объявление, что первое место мое. И с тех пор я стала писать авторские песни. В Киев я приехала перед поступлением показать эти песни Оксане Владимировне, я хотела сказать, что пою. Мы встретились, и она мне рекомендовала поступать на кафедру эстрадного вокала. Эта вторая встреча изменила все – я переписала заявление и поступила на эстрадный вокал, на первый курс. Знаете, я училась пять лет, и мне кажется, что в жизни важнее правильные и нужные слова, сказанные в нужное время, чем само образование. Человек создает себя сам.
– Сколько вам было лет, когда переехали из Феодосии в Киев?
– Мне было семнадцать.
– Страшно было переезжать? И что сказали родители?
– Страшно. И родители безумно переживали. Более того, мама приехала со мной на экзамены и две недели жила со мной в общежитии. У меня был шок, когда я увидела здание общежития.
– Вы были домашним ребенком?
– Скорее да, просто я привыкла всегда быть с родителями. И для меня было психологическим шоком переступить двери в общежитие и тем более в комнату, но мама меня очень поддерживала. Но ничего, за первые две недели я поняла, что уже все могу. Единственное, Киев казался таким огромным! Я боялась выйти не на той остановке, у меня начиналась паника, что я заблудилась. А сейчас уже кажется маленьким (смеется).
– Сколько лет прожили в общежитии?
– Все как положено – пять лет. Это была настоящая школа жизни. Я больше скажу: я вела активную студенческую жизнь, писала свои песни и участвовала во всех концертах в институте, и преподаватели часто приглашали меня петь на свои вечера. Мне предложили переехать в другое общежитие, на Щорса, более комфортное. Но во мне взыграло чувство справедливости, я же понимала, что у других девочек нет такой возможности, и я их не бросила. Я отказалась!
– В голодное студенческое время подрабатывали по ресторанам?
– Предложений было море, но я никогда не хотела в это вливаться. У меня были примеры – те, кто один раз пробовали ресторанную сферу, получали сразу живые деньги, они теряли интерес к творчеству. Это затягивает. Но стать хорошим ресторанным певцом тоже дано не каждому. Просто это был, наверное, не мой путь. Я не хотела терять себя как автора, хотя соблазн, конечно, был… И я не хотела терять то, что мне было дано Богом. Но я не скажу, что не работала на корпоративах. Корпоративы – это совершенно другое. Артист для того и создает свое имя, чтобы его приглашали, платили хорошие гонорары. Это совершенно другие отношения между публикой и артистом. Но не думайте, что я хочу обидеть тех, кто поет в ресторанах, – такие исполнители тоже нужны, и это счастье, когда удается устроиться в хорошее заведение и получать удовольствие от своей работы. И мне не раз приходилось работать именно с такими артистами. У каждого свой выбор в жизни.
– Сколько человек выпускает кафедра эстрадного вокала?
– Безумное количество исполнителей выпускается каждый год многими кафедрами.
– И не каждый из них обладает даром писать свое и каким-то ярким талантом. И куда они уходят, по ресторанам?
– Или вообще из эстрадного искусства. Но не обязательно рестораны, еще есть педагогическая деятельность – это очень хорошее направление.
– Я просто хочу сказать, что у многих существует иллюзия: приехал в Киев, поступил на кафедру и сразу стал звездой.
– А я считаю, что иллюзии должны быть! Если нет иллюзий, мечты, то все разваливается. Нужно мечтать и хотеть. Нужно просто не сбиваться с пути, не упускать эту мечту из рук. Если человек хочет и мечтает, он работает и идет к цели, то обязательно добьется своего. Другое дело, что творческие люди склонны к депрессиям у них чаще опускаются руки. У меня это тоже бывает, но всего один час (смеется). И если честно, то у меня тоже были иллюзии: я, когда ступила на порог института, думала, что уже звезда. С каждым курсом они рассыпались, я понимала, что деньги решают все. Я до сих пор считаю, что деньги решают все (смеется). Но они не могут купить человеку то, что дано или не дано Богом.
– Сегодня у вас остались мечты и какие-то иллюзии?
– Конечно! Я очень люблю мечтать, просто мечты теперь другие. Хочется, чтобы люди стали добрее, чтобы Бог дал больше мудрости и сил. Мечтаю, чтобы у всех все было хорошо.
– Вы закончили институт с отличием – и что потом?
– Потом я стала солисткой Государственного академического ансамбля песни и танца Министерства Внутренних дел Украины (сейчас его переименовали в Ансамбль Национальной гвардии). А в 2017 году я получила диплом магистра с отличием Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. Кафедра менеджмента внешнекультурных связей. Я считаю, что человек должен развиваться всю жизнь.
– Расскажите об ансамбле. Это очень известный коллектив, в котором престижно работать.
– С удовольствием! Еще будучи студенткой, я проходила у них практику. Мне они тогда казались просто «концом света», то есть это была недосягаемая высота! Войти в штат было моей мечтой, ведь там я могла бы писать собственные песни и исполнять их. С первого раза я к ним не попала, не было свободной вакансии на должность артиста-вокалиста. К ним в месяц приходят десятки людей на прослушивание. Но у меня на руках было направление на работу официальное, что после практики я буду работать в этом известном ансамбле. Я выждала время и, придя второй раз на прослушивание и показав новый свой материал, была принята в коллектив. Это была первая значимая победа – я стала артистом-вокалистом ансамбля! Я начала работать на полставки, на небольшие деньги. Приходилось работать еще, зарабатывать на аранжировки, на красивые концертные платья. Но вот я уже десять лет в этом замечательном коллективе и уже в другом статусе. В 2015 году указом президента Украины я получила почетное звание заслуженной артистки Украины. Я не жалею своих сил для ансамбля. Я продолжаю писать песни и исполнять их с хором и балетом коллектива. За время работы было написано немало значимых вещей для моей структуры – это «Национальная гвардия», «Новая полиция», «Моя молитва» и многое другое. Все эти песни объездили всю Украину в гастрольных турах ансамбля.
– Вы можете поделиться с нами своими планами на будущий год?
– Я буду продолжать писать новые песни, сниматься в музыкальных программах и звучать на радиоэфирах. Не так давно у меня состоялась презентация на «Стильном радио Перец ФМ» новой песни «Не кажи прощай», слова на мою музыку написал заслуженный деятель искусств Украины, поэт Василий Иваницкий.
– Что вы пожелаете нашим читателям в новом году?
– Обязательно исполнения желаний. Никогда не опускайте рук! Жизнь любит тех, кто делает добрые дела и несет свет! Мира нам всем и добра в новом году!
– Мы, в свою очередь, также желаем вам мечтать, и главное, чтобы эти мечты исполнялись!
– Спасибо и с Новым годом!