Африка воспринимается одним из самых загадочных континентов. Ее джунгли, возможно, хранят артефакты былого, способные пролить свет на многие тайны человеческой истории. А быть может, в них прячутся и биологические объекты, о которых современная наука еще не знает…
Озера в краю болот
Пару сотен лет назад европейцы, путешествующие по Центральной Африке, неоднократно слышали рассказы от своих проводников о некоем «чипекве». По словам туземцев, это огромное чудовище, похожее на рептилию и обитающее в труднодоступных болотах. Просвещенные путешественники записывали эти рассказы как образец местного фольклора и дикости чернокожих племен.
В начале 20-го века охотник, зверолов и исследователь из Германии, Шомбургк изучал район джунглей между озером Мверу и Сумбу (так называется расположенный рядом заповедник). Немец работал на концерн, занимавшийся продажей диких животных по всему миру. Внимание исследователя привлекло озеро Бангвеулу: несмотря на то, что этот район входил в ареал обитания бегемотов, в водоеме они не водились. По словам местных жителей, животных съедал чипекве.
Вернувшись из экспедиции, Шомбургк доложил своему шефу, Карлу Гагенбеку, о неизвестном звере, который по описаниям туземцев был похож на гибрид слона с драконом. Проанализировав полученные от проводников сведения, немец пришел к выводу, что они подразумевали какую-то амфибию, относящуюся к крупным ящерам. Он очень сожалел, что воспринял рассказ как анекдот и не стал искать загадочное животное. Гагенбек счел сведения не достаточно достоверными и поисковую экспедицию к Бангвеулу снаряжать не стал.
Двумя десятилетиями позже, в 1932-м газета, выходящая в Кейптауне, разместила интервью с охотником по фамилии Хоблер. Опираясь на данные, полученные от местных жителей, охотник рассказал о чипекве, обитающих на границе Замбии и Анголы. Эти хищники охотятся на бегемотов, носорогов и слонов, ведут ночной образ жизни и очень скрытны. Хоблер утверждал, что таинственный зверь весит не меньше четырех тонн и является ящером – если судить по хвосту и голове.
Статья научным миром была встречена скептически и занесена в категорию охотничьих баек. Однако вскоре ученым пришлось допустить, что нечто неизвестное в болотах все же прячется. На мнение биологов повлиял рассказ знаменитого охотника Дж. А. Джордана, который нос к носу столкнулся с чипекве. Словами трезвомыслящего и образованного европейца пренебречь не получалось: это все же не невежественный дикарь.
Джордан рассказал, что в русле небольшой реки, почти пересохшей в этот сезон, он увидел животное, которое назвал «невозможным и невероятным». Зверь имел голову, похожую на крокодилью, туловище, подобное бегемотьему, и шкуру, покрытую бляшками наподобие рыбьей чешуи. Охотник действовал на рефлексах и выстрелил в неведомое животное. Карабин был снаряжен на слона, Джордан был уверен, что не промахнулся – но огромный зверь не упал замертво. Он метнулся прочь от охотника и скрылся в зарослях.
Первые данные
Пока нет доказательств, наука не признает новых открытий. Тем более, что рассказы туземцев были довольно расплывчатыми и неточными. Однако тот, кто хочет, найдет способ получить нужные сведения. Биолог Р. Мэкел из Америки проявил нестандартность мышления. Не удовлетворившись устными описаниями пигмеев, он решил дать им на опознание цветные картинки с изображениями всех известных животных, как современных, так и вымерших. Охотники племени единодушно указали на бронтозавра как на чипекве. Для проверки биолог предложил им показать на фотографиях других животных. И туземцы без труда отобрали картинки с теми зверями, которых хорошо знали: бегемота, слона, носорога и т.д.
Неудачный эксперимент
В 50-60-х годах Пэт, биолог из Замбии, с самолета наблюдал в глубине странного озера очертания какого-то крупного животного. Двигалось оно достаточно быстро, меняло глубину своего нахождения, и рассмотреть зверя не получалось. Пэт был наслышан о чипекве и решил поставить научный опыт. Он договорился с властями и друзьями, и на озеро переселили четырех гиппопотамов из ближайшего заповедника. Восемь суток бегемоты наслаждались свободой и комфортными условиями.
Однако девятый день встретили только три особи. Четвертого найти не смогли ни в живом, ни в мертвом виде. Еще через пару дней осталось только два переселенца, а вскоре пропала и эта двойка. Окрестности озера подверглись настоящему обыску, в результате которого были обнаружены обглоданные кости, возможно – одного из пропавших бегемотов. Пэт был вынужден признать, что в легендах о чипекве есть зерно правды. Он пытался нанять охотников для выслеживания чудовища, но местные категорически отказались участвовать в этой затее.
Экспедиции и находки
Многочисленные сведения и косвенные доказательства существования чипекве побудили Чикагский университет отправить на берега озера Теле экспедицию. Водоем был выбран по той причине, что в нем также не водились бегемоты, хотя условия для них здесь были идеальные. В 1981-м исследователи облазили все берега озера, и им улыбнулась удача: они нашли следы громадного зверя, сфотографировали их и сделали слепки.
Биологи не смогли соотнести следы ни с одним из известных науке животных. А вот палеонтологи с уверенностью сказали, что их вполне мог оставить бронтозавр.
Спустя два года повторную экспедицию снарядил биолог из местных, Марселлен Аньянья. Он принимал участие и в предыдущих поисках, так что был в курсе, где и что нужно искать. Конголезцам повезло куда больше, чем их предшественникам. Несколько дней прошли бесплодно, но однажды животное показало себя во всей красе: рядом с берегом, где расположилась экспедиция, всплыл громадный зверь с массивной тушей, длинной шеей и очень небольшой головой. Несмотря на потрясение, ученые не растерялись и засняли «находку» на кинопленку. Съемка велась десять минут, пока животное не скрылось в водах озера. Вердикт палеонтологов был однозначен: бронтозавр.
Сомнения и предположения
Опознание чудовища поставило перед учеными новые вопросы. Они были согласны допустить, что в африканских болотах каким-то чудом сохранился бронтозавр. Однако палеонтологи точно знают, что этот ящер относился к травоядным. Чипекве же известен в округе как хищник.
Аньянья предложил возможное разрешение конфликта. Он твердо уверен, что в дебрях Африки обитают минимум две разновидности допотопных животных. Биолог предположил, что следы оставлены бронтозавром, и описание туземцами относятся преимущественно к нему: животное дневное и легко может попасться на глаза. На бегемотов же охотится другой зверь, являющийся хищником. Его-то и упоминали местные, живущие рядом с Бангвеулу: он, дескать, следов не оставляет и охотится только ночью.
Другого ящера имели в виду и охотники озера Теле: они указывали, что на морде у чипекве растет рог. Наиболее вероятным на роль пожирателя бегемотов кажется цератозавр. Он действительно был хищником, имел на черепе костяной нарост ниже переносицы, а в юрский период был весьма распространен по всей Земле. И в Африке тоже.
Получить доказательства или опровержение гипотезам весьма трудно. Центр Африки – место непростое. Даже если оставить в стороне непроходимость болот и джунглей, отсутствие нормальных транспортных артерий и страшные эпидемии, этот район постоянно подвергается социальным потрясениям. Вести исследования среди выстрелов и повстанческих столкновений согласится не каждый. Так что разгадка чипекве вряд ли «светит» в ближайшие десятилетия.
«Останавливающий течение рек»
Именно так с одного из африканских наречий переводится «мокеле-мбембе». По легендам, живет он в реке Конго и часто попадается на глаза в местах ее поворотов; иногда о нем упоминают и обитатели берегов озера Теле. Экспедиции для поисков загадочного зауропода снаряжались неоднократно, однако ни одна из них успехом не увенчалась. Хотя люди вроде бы контактировали с мокеле-мбембе, физических доказательств этому они предъявить не сумели.
Первым не туземным упоминанием о мокеле-мбембе считаются пространные записки от 1776 года аббата Бонавентуры, миссионера из Франции. Он довольно подробно описывал фауну и флору бассейна Конго. Среди прочих данных путешественник указывает на виденные им огромные следы неведомого зверя. Впрочем, лично он его не видел.
19 век к мокеле-мбембе был равнодушен, специально его никто не искал. Однако периодически с существом сталкивались случайно. Так, другой миссионер в 1859 рассказывал о гигантских, но мирных монстрах, на которых туземцы даже охотились, хотя их мясо иногда бывает ядовитым. В 1909-м лейтенант Гратц описывал мокеле-мбембе как огромного ящера, тогда же похожая зарисовка появилась и от охотника Хагенбека. Справедливости ради отметим, что оба автора опирались исключительно на слова местных жителей.
Наука начала проявлять интерес к таинственному зауроподу только с 1919-го. Первая экспедиция на его поиски была отправлена Смитсоновским институтом. А начиная с 1927-го и по сегодняшний день их было не меньше 28.
Описания реликтового монстра разнятся. Но чаще всего из рассказов африканцев он предстает как ящер 5-9 метров, с объемным туловищем и маленькой головой на длинной шее. Исследователи сравнивают мокеле-мбембе со знаменитым лох-несским чудовищем. Конголезец Марселлен Аньянья считает, что именно с ним периодически сталкивались наблюдатели. Он также допускает, что этот травоядный зауропод может обитать в тех местах, откуда чипекве выжил бегемотов: условия ему более чем подходят, а угроза со стороны хищника не страшна – спасают размеры.
Несмотря на безуспешность поисков, биологи и криптозоологи не отчаиваются. Едва появляется возможность, ученые вновь и вновь отправляются на поиски мифологических чудовищ. И даже многочисленные анекдоты, гуляющие вокруг «африканских динозавров», их не останавливают. Потому что теоретическая вероятность их существования имеется. А значит, они могут скрываться в джунглях Черного континента и на практике.