top of page
Анна Арсеньева

Казимир Малевич:  Гений в квадрате

У одних его полотна вызывают страх и раздражение пугающей простотой, других же, наоборот, завораживают глубиной и тайным смыслом. Казимир Малевич, будучи теоретиком искусства, идеологом, философом, гением и одновременно безумцем, по праву входит в когорту самых ярких революционеров искусства XX века.

Революционер искусства

Ему, страстно желавшему быть первым, прежде чем достичь известности и славы, пришлось пройти сложнейший творческий и жизненный путь. В живописи он испробовал по очереди все популярные стили своего времени – до тех пор, пока не отыскал то, чего до него не делал никто. Над ним откровенно глумились, его работы выбрасывали из выставочных залов, но он упрямо шел к поставленной цели. И в конечном результате стал гордостью лучших музеев мира и несбыточной мечтой многих коллекционеров.

Сегодня картины Малевича вызывают ажиотаж на наиболее престижных всемирных аукционах. А ведь мастер фактически всю жизнь провел в нищете, голодным и гонимым, а за его трудом когда-то не давали и малой толики того, что сейчас дают за один его рисунок.

Белые пятна биографии

Жизнеописание основоположника супрематизма таинственно и переполнено белыми пятнами. По утверждению одних биографов, дата его рождения приходится на 23 февраля 1878 года. Другие же настаивают на том, что это событие произошло на год позже. Кроме того, существует расхождение и в происхождении будущего кубиста.

Так, есть те, кто считает малой родиной художника-авангардиста белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича. Если верить официальной версии, художник появился на свет на окраине Киева, в семье польских католиков Северина и Людвиги Малевичей, о чем свидетельствует архивная запись, сделанная в приходской книге Киевского костела Святого Александра.

После первенца супруги обзавелись еще 13 детьми, из которых до зрелого возраста дожили лишь четверо мальчиков и четыре девочки. Работая управляющим сахароваренных заводов промышленника Николая Терещенко, отец, со своим многочисленным семейством по роду деятельности был вынужден довольно часто переезжать с места на место

. Малевичи объехали практически вся Украину. Все домочадцы одинаково владели украинским и русским языками. В семье же общались на польском. Первоначально будущий живописец и считал себя поляком, лишь позже в анкетах стал записываться украинцем.

Его детство прошло среди колоритной природы. Он любил наблюдать за росписью симпатичных украинских «хатынок». С настоящей же живописью Казимир впервые столкнулся в Киеве, попав с отцом на ежегодную ярмарку сахароваров. Именно тогда, проходя мимо витрины, 11-летний мальчуган обратил внимание на картину с изображением девушки, чистящей картошку, оставившую яркий отпечаток в его памяти.

Казалось бы, ничем не примечательная картинка стала отправной точкой для желания Малевича взять в руки кисть. И что немаловажно, поддержка и понимание матери, сумевшей рассмотреть в сыне задатки будущего художника. Благодаря подаренному ею набору красок, 16-летний юноша на полотне размером с аршин создал свою первую работу «Лунная ночь», успешно проданную впоследствии за 5 рублей.

«Корова и скрипка»

Увлеченность Казимира рисованием оказалась настолько велика, что, достигнув 17-летия, он уговорил отца разрешить ему поступить в Киевскую художественную школу. Однако учеба продлилась менее года: из-за нового назначения Малевича-старшего семья была вынуждена переехать в Курск, где будущий мастер кисти провел около 10 лет.

Здесь же спустя три года Казимир и его брат Мечислав женились на сестрах Зглейц – Казимире и Марии, дочерях местного пекаря. Через несколько лет в молодой семье старшего брата появился сначала сын Анатолий, а затем и дочь Галина. Чтобы прокормить разросшееся семейство, художнику пришлось устроиться чертежником в управление Курско-Московской казенной железной дороги.

Однако работа не приносила удовлетворения начинающему художнику – его тянуло к кисти и краскам. Вместе с этим буквально сразу после рождения детей начала давать трещину и семейная жизнь будущего гения: жена воспринимала увлечение мужа рисованием как глупое баловство. Не найдя понимания, Малевич покинул супругу с детьми в Курске и уехал в Москву, желая продолжить художественное образование.

Он трижды предпринимал попытки поступить в Московское училище живописи, и все они оказывались провальными. А постоянная нехватка денег заставляла Казимира метаться между столицей и Курском. Выйти из сложившейся ситуации попыталась мать художника, инициировавшая в 1907 году переселение в Москву, где Людвига Александровна, устроившись заведующей столовой, арендовала пятикомнатную квартиру для своей большой семьи.

Переезд кардинально поменял судьбу начинающего мастера. Он стал принимать участие во всевозможных выставках. На тот момент его работы, выделявшиеся особой экспрессией и интенсивностью красок, смотрелись непривычно и в некоторой мере дико. Однако, несмотря на это, Малевич и не думал отступаться от желаемого: он уже начал формировать свои законы в живописи.

Вышедшие из-под его кисти полотна, выполненные в выдуманной им технике, более всего были похожи на футуристическую живопись, названную позднее кубизмом. Не имея достаточно средств на приобретение материалов для рисования, Казимир зачастую писал на уже использованных холстах. Именно так и было создано полотно «Корова и скрипка», ставшее переломным в его творчестве.

«Алогическое сопоставление двух форм – «корова и скрипка» – как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками», – написал он на ее обороте.

Триумф квадрата

Вскоре, непризнанный гений изобретает свое направление, названное им супрематизмом, от «супрема» – «главенствующий», «доминирующий». Его характерной особенностью стал отказ от фигуративной живописи и изображение всех важнейших понятий при помощи сочетаний простых фигур: квадрата, круга, креста, линий и точек.

Именно в такой технике и были выполнены 39 полотен, представленных художником на выставке «0,10», которая состоялась в 1915 году. Примечательно, что для работ Малевича был выделен целый зал, «красный угол» которого заняла ставшая впоследствии скандально знаменитой картина «Черный квадрат». К слову, это полотно являлось одним из элементов триптиха, куда входили также «Черный круг» и «Черный крест», а также триады – «Белый квадрат» и «Красный квадрат».

Сам живописец так охарактеризовал свой замысел: «Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений… Черный – как знак экономии, красный – как сигнал революции, и белый – как чистое действие». Любопытна и история создания остающегося и по сей день загадочным «Черного квадрата».

Малевич, любивший немного приврать, многократно признавался, что написал свое произведение пребывая в состоянии транса. Однако после проведенной экспертизы специалистами Третьяковской галереи было выявлено, что под черным слоем краски, покрытой необычной паутиной трещин – кракелюров, прячется не одна, а две другие картины. Вероятнее всего, Казимир Северинович пытался за счет многослойности добиться необычного колористического эффекта. А, возможно, в гневе попросту зарисовал изначальную работу, которую посчитал бездарной.

На сегодняшний день известно четыре «Черных квадрата», выполненных рукой автора. Отличаются полотна не только размерами, но и манерой исполнения, и даже цветом. Например, в оригинальном шедевре 1915 года под черным слоем растрескавшейся краски можно разглядеть проявление красной, розовой и желтой. А вот в третьем «Квадрате», написанном в 1929 году для персональной выставки в Третьяковке, преобладает уже интенсивный черный цвет.

Дальнейшая судьба картин с квадратами такова: две находятся на хранении в Третьяковской галерее, еще одна – в Русском музее, четвертая же имеет весьма интересный «жизненный путь». Она всплыла случайно в 1993 году, когда некто неизвестный из Самары пришел в банк с полотном, которое желал заложить в счет кредита. Картину оценили в $ 250 тыс. Позже, когда банк прогорел, его имущество ушло на оплату кредиторам. «Квадрат» был выставлен на аукцион и выкуплен за $ 1 млн правительством России и подарен Эрмитажу.

---кстати--- * На раннем этапе творчества Малевич следовал более традиционной манере. На картине 1910 года «Сестры» и в помине нет геометрии. У девушек даже есть лица – правда, прописанные довольно схематически.

* Приблизительно того же периода полотно «На бульваре». Оно создано в стиле импрессионизма.

* Уже в 1912-м появляется «Женщина с ведрами». Это уже блестящий образец кубофутуризма.

293 просмотра
bottom of page