Когда в конце 70-х годов ХХ века город Нью-Йорк решил удивить весь мир, он сделал это своим любимым способом – задумал построить самые высокие в мире небоскребы. Борьба шла за каждый метр, включая антенны и любые другие выдвижные конструкции. У амбициозного города уже была пальма первенства в конкурсе самых высоких зданий (Эмпайр-стейт-билдинг), но цели ставились еще выше.
4 апреля 1973 года проект, который многие считали невозможным, был официально представлен публике! Самые высокие в мире башни-близнецы гостеприимно открыли двери посетителям и стали визитной карточкой города Нью-Йорка. Но до этого дня была борьба, сомнения, критика и бесконечная вера в мечту. Цена за достижение целей, однако, оказалась слишком высокой. Но разве тогда это было важно?
Идея
Задумка была такая – создать комплекс из семи зданий, который будет представлять собой единый торговый центр. В центре комплекса – две башни, символизирующие стремление вверх, к мечте. Идея создания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке впервые была предложена в 1943 году. Вся документация была готова, но в 1949 году проект заморозили.
Причиной этому послужил кризис, а также смещение экономической активности в центр Манхэттена. Чтобы распределить нагрузку и равномерно развивать бизнес, Дэвид Рокфеллер предложил Управлению портов построить новый бизнес-центр в Нижнем Манхэттене.
Первоначальные планы, обнародованные в 1961 году, предлагали использовать побережье Ист-Ривер для строительства Всемирного торгового центра. Будучи агентством, представляющим два штата, Управление портов должно было получить одобрение новых проектов от двух губернаторов: Нью-Йорка и Нью-Джерси.
Губернатор Нью-Джерси Роберт Б. Мейнер возражал против строительства проекта стоимостью 335 миллионов долларов в Нью-Йорке. Ближе к концу 1961 года переговоры с Мейнером зашли в тупик. Также было необходимо одобрение мэра Нью-Йорка Джона Линдсея и Нью-Йоркского городского совета. Разногласия с городом касались в основном налоговых вопросов. 3 августа 1966 года была достигнута договоренность о том, что Управление портов будет делать ежегодные платежи городу, взамен налогов за использование площадей Всемирного торгового центра частными арендаторами.
Необходимо отметить, что закон в Америке – это закон! Никто, даже самый богатый в мире человек из династии Рокфеллеров, не мог просто ткнуть на карте в понравившийся участок города и сказать: «Я буду здесь строить». Чтобы получить разрешение на строительство, необходимо было официально договариваться со всеми участниками – властями и горожанами. А такой амбициозный и дорогостоящий проект, как Всемирный торговый центр, должен был стать украшением города, но не яблоком раздора.
Проект
Когда были достигнуты все договоренности, оставалось найти архитектора, способного воплотить такую масштабную идею в реальность. Выбор пал на японского архитектора американского происхождения Минору Ямасаки. Он спроектировал две башни: Северную (110 этажей, высота – 417 метров) и Южную (высота – 415 метров). Со временем на Северной башне была установлена антенна и таким образом высота здания составила 526 метров, что было абсолютным мировым рекордом.
С юридической точки зрения, Всемирный торговый центр принадлежит Управлению портов Нью-Йорка и Нью-Джерси. Но они не могли найти такую огромную сумму для реализации проекта. Поэтому участие семьи Рокфеллеров в этом деле никого не удивило. У кого еще могла найтись столь весомая сумма? К тому же знаменитая династия обладала и обладает не только финансами, но и потрясающим чутьем – Всемирный торговый центр должен был стать новой вехой в развитии семейного бизнеса.
Сопротивление
Понимая все за и против, общественность не спешила с восторгом встречать идею олигархов облагородить Нижний Манхэттен. В 60-е годы там кипела вполне активная жизнь – жили люди, велась торговля. Площадь под предполагаемое строительство комплекса была занята районом Radio Row – дом для сотен коммерческих и промышленных арендаторов, владельцев недвижимости, малого бизнеса и примерно ста постоянных жителей, многие из которых отчаянно сопротивлялись принудительному переселению. Группа малых предпринимателей подала в суд на Управление портов, оспаривая перенос своего бизнеса из этого района. Дело дошло до Верховного суда Соединенных Штатов, который отказался принять его.
Владельцы Эмпайр-стейт-билдинг также высказали обеспокоенность в связи с появлением возможного конкурента на рынке аренды деловой недвижимости. Все понимали, откуда растут ноги у этой затеи, и их опасения не были напрасными. Аренда в Нью-Йорке – это очень серьезное предприятие, и резкое падение цены на этот вид услуг мог не только расшевелить бизнес, но и вызвать серьезные потери у фаворитов.
Поэтому борьба с новым комплексом велась по все направлением – формировалось негативное общественное мнение, а суды были завалены исками. Но, несмотря на столь серьезно сопротивление, центр был построен!
Открытие
4 апреля 1973 года, после огромной проделанной работы по строительству шести зданий, были официально открыты двери башен-близнецов, новых высотных рекордсменов города Нью-Йорка. При строительстве конструкций использовались самые новые технологии и смелые инженерные решения, которые затем взяли на вооружения многие строители небоскребов. Основу здания представляла собой система «труба – каркас», разработанная специально инженерами фирмы Worthington, Skilling, Helle & Jackson.
Главной задачей архитектора Ямасаки было максимально увеличить количество офисного пространства по сравнению с Эмпайр. Судя по всему, это вообще было главной целью противостояния: Рокфеллерам необходимо было законно занять рынок аренды, мягко вытолкав оттуда замерших на месте корифеев. Возможно, именно поэтому появились башни-близнецы: на том месте, где теоретически мог быть выстроен один небоскреб со 150 этажами, были построены два по 110 этажей. Расчет оказался верным: мало того что квадратных метров для ведения бизнеса оказалось почти в два раза больше, так еще и башни стали символом нового Нью-Йорка!
После официального открытия успех центра все еще оставался под вопросом. До 1979 года так и не удавалось полностью сдать в аренду площади здания. Сказывалась репутация места в целом и не очень развитая инфраструктура. Из-за постоянных схваток властей Нью-Йорка и Нью-Джерси контроль над подъездными путями оставался спорным. До строительства этот квартал был густо населен, но из-за «стройки века» были ограничены подъезды.
Провокации
Не обходилось без провокаций и серьезных проблем. 13 февраля 1975 года раздались три сигнала пожарной тревоги на 11-м этаже Северной башни. Огонь распространился по центральным пустым трубам до 9-го и 14-го этажа из-за возгорания телефонных проводов в шахте, расположенной вертикально между этажами.
Те области, куда огонь проник по проводам, удалось потушить практически сразу же, с очагом возгорания справились через несколько часов. Большая часть причиненного ущерба пришлась на 11-й этаж, где началось возгорание в кабинете, наполненном бумагой, жидкостью для печатных машин и другим офисным оборудованием.
Противопожарная обработка стали против плавления спасла сам остов, и башне не было причинено никакого структурного вреда. На втором месте по причиненному ущербу оказались нижние этажи, пострадавшие не столько от огня, сколько от пожарной пены. На тот момент во Всемирном торговом центре не было системы для тушения пожара.
26 февраля 1993 года в 12:17 на территорию подземной парковки Всемирного торгового центра заехал грузовик с 680 килограммами взрывчатки, за рулем которого был Исмаил Айяд, рядом сидел организатор теракта – Рамзи Юзеф. Грузовик взорвался в подземном гараже Северной башни. Шесть человек было убито и более тысячи ранено. ВТЦ платил кровью за упорство своих владельцев. История, безусловно, рассудит, кто был виновен во всех жертвах, принесенных ради прибыли знатной семьи, но, возможно, эта участь всех крупных торговых центров.
Смертельный теракт
Самой масштабной трагедией, означавшей конец истории башен-близнецов, стал теракт 11 сентября 2001 года. Террористы не зря выбрали целью Всемирный торговый центр, ведь к тому моменту этот комплекс обрел невероятную популярность. Тысячи квадратных метров офисного пространства каждый день приносили прибыль, а работать в ВТЦ считалось было престижно. На момент теракта, который назовут самым кровавым в истории, в деловой столице Манхэттена находились тысячи людей.
В 8:45 самолет, захваченный террористами, намеренно врезался в Северную башню на уровне 99-го этажа. Спустя 17 минут второй самолет, также захваченный преступниками, врезался в Южную на уровне 80-го этажа. Начался пожар, люди оказались заблокированными из-за повреждений конструкции на верхних этажах. В 9:59 из-за критических разрушений и пожара рухнула Южная башня, в 10:28 произошел обвал Северной. Таким образом, прожив всего 28 лет, всемирно известные башни-близнецы на Манхэттене, ставшие символом города Нью-Йорка, перестали существовать, погребя под собой почти полторы тысячи человек.
Мемориал
Сегодня на месте разрушенных зданий расположен мемориал памяти жертв террористической атаки 11 сентября. Но Всемирный торговый центр продолжает жить, строя вокруг новый башни, одна хитроумнее другой. Кто стал спонсором, можно только догадываться, но разве можно критиковать их за это? Жизнь должна продолжаться, а жизнь больших денег – тем более…