top of page
Анна Арсеньева

Валентин Дикуль:  Победивший судьбу

Перелом позвоночника, полученный в результате падения из-под купола цирка, и несколько лет, проведенных в инвалидном кресле. Для кого-то это могло стать приговором на всю жизнь. Но не для Валентина Дикуля, совершившего невероятное с собой и помогающего подниматься на ноги другим.

Нет ничего невозможного

Человек способен на все, если очень этого хочет! И действительно, из неизлечимого лежачего больного, обреченного на пожизненную неподвижность, Валентин Иванович Дикуль своим трудом, настойчивостью и практически фанатичной верой в достижимость неосуществимого сумел сделать себя практически здоровым человеком. И не просто здоровым, а силачом номер один.

Сегодня он – доктор биологических наук, академик Международной академии информатизации. На его счету орден Трудового Красного Знамени, медаль имени Юрия Гагарина за вклад в становление космической медицины и многочисленные медали и правительственные грамоты. Кроме того, чудо-силач является вторым после летчика Маресьева обладателем медали «Победивший судьбу».

Просто повезло

Рассказывая о своих детских и юношеских годах, атлет коротко признается: «Просто повезло». Ведь когда 3 апреля 1948 года в литовском городе Каунасе на свет появился недоношенный, весивший чуть более килограмма малыш, никто попросту не верил в то, что он выживет. Однако его родителям, приложившим значительные усилия в те тяжелые после войны годы, удалось его спасти и выходить.

Послевоенное детство необычного мальчугана, где-то радостное, где-то тяжелое, мало чем отличалось от его сверстников. Главное, он рос в дружной и счастливой семье, где большой и сильный отец был военным, а худенькая и красивая мама занималась домашним хозяйством. Хотя счастье быстро закончилось.

Едва Вале исполнилось семь лет, бандитская пуля оборвала жизнь отца, выполнявшего ответственное задание в селе Старовичи под Киевом. А спустя немного времени, так и не сумев перенести свалившееся на нее горе, умерла и мать мальчика. Осиротев, он первое время жил в Литве, у своей бабушки Прасковьи Никитичны, а затем был определен в вильнюсский детский дом.

И что примечательно, многие после пребывания в подобных заведениях выходят озлобившимися или сломленными, но только не Дикуль. Если верить его признаниям, он довольно быстро освоился в новой обстановке, а жесткая и даже в чем-то безжалостная система стала для него настоящей школой жизни. Правда, для того, чтобы иногда все-таки глотнуть пьянящей свободы, Валентин на какое-то время сбегал из детдома.

И тогда воспитатели, привыкшие к его побегам, не особо тревожась, сообщали в милицию об очередной пропаже «коренастого, ниже среднего роста, светловолосого Валентинаса Дикулиса, по прозвищу Алик». Такие выходки продолжались до тех пор, пока в Вильнюс приехал цирк-шапито. Побывав на одном из представлений, 10-летний детдомовец заболел цирком.

Полет под куполом

С этого момента он все свое свободное время проводил здесь: помогал убирать в клетках, мыть полы, наводить порядок на манеже. А после представлений стремился воссоздать увиденное: кувыркался, жонглировал, учился балансировать и страховать партнеров. И уже в эти годы у него начал проявляться организаторский талант и стремление увлечь цирком весь мир.

В итоге Дикуль сформировал в детском доме нечто подобное цирковому кружку, где обучал других ребят тем премудростям, которыми не так давно сам овладел на арене. Особенно юношу привлекала акробатика и воздушная гимнастика. Иногда у него все получалось, а в некоторых случаях рассыпалось в пух и прах. «Ничего страшного. Великим артистом стать еще успеешь, а пока иди поработай», – успокаивали его циркачи.

Однако первым серьезным шагом будущего силача на пути к мечте стал каунасский цирковой клуб, где он не только встретил единомышленников, но и получил возможность выходить на сцену с собственным гимнастическим номером. Казалось, достижение желанной цели и выход на манеж профессионального цирка совсем близко. Но у судьбы на этого упертого мальчишку были абсолютно иные планы…

В 1962 году Валентин, еще не достигший своего 15-летия, получил травму, несовместимую с жизнью. Это произошло во время обыкновенного концерта, проходившего в каунасском Дворце спорта. Юный гимнаст, работая невозмутимо, смело и целиком себя контролируя, демонстрировал собственный номер на 13-метровой высоте.

Далее же случилось то, что невозможно было предвидеть, – лопнул штамберт, стальная перекладина, к которой крепилась страховка и аппаратура. Валя упал вниз вместе со всем оборудованием, не успев даже сгруппироваться, хотя на такой высоте это все равно вряд ли бы ему помогло. Последнее, что сохранила его память, это звук металлического щелчка, а затем – полнейший мрак.

Возвращение к жизни

Очнувшись в реанимационной палате, Дикуль услышал безапелляционный диагноз-приговор: компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма плюс около десяти локальных переломов. И хотя сложные медицинские термины он так до конца и не понял, зато ощутил абсолютную неподвижность тела ниже пояса и утрату чувствительности.

Полное же осознание трагедии пришло к нему только месяца через три вместе с печальной перспективой провести всю последующую жизнь в инвалидном кресле. Что делать и как жить дальше? Смириться и адаптироваться к жизни инвалида-колясочника или же, выбрав путь изнурительной борьбы с болезнью, встать на ноги, невзирая ни на что. Он предпочел второе.

Валентин начал приподнимать все, до чего хватало сил дотянуться, отжимался, качал мышцы рук, груди и спины. И при этом терпеливо сносил ругательства и уговоры о прекращении «глупостей». Не останавливаясь на достигнутом, бывший гимнаст, не зная ни анатомию, ни лечебную физкультуру, интуитивно стал подбирать новые упражнения.

Его занятия длились более 5–6 часов ежедневно. И хотя торс значительно укрепился, ноги действовать отказывались. Тогда в ход пошли веревки, которыми Дикуль, предварительно привязав их к ногам и пропустив под спинкой кровати, заставлял конечности двигаться. Но, несмотря на все предпринятые усилия, после восьми месяцев упорных занятий Дикуль покинул больницу 16-летним инвалидом первой группы.

Выйдя из больничных стен и оставшись один на один со своей бедой, Валентин не прекратил борьбу. Отказавшись от коляски, он дни напролет изнурял себя ходьбой на костылях. И лишь на седьмой год напряженных занятий по своей экспериментально подобранной программе упражнений Дикудь ощутил болевые симптомы в парализованных ногах.

Я сделал это! Я могу идти

Недаром говорят, что если от всей души верить в чудо, то оно непременно случится. И жизнь этого несгибаемого атлета тому подтверждение. Встав на ноги, он не изменил своей мечте выступать на арене цирка, только благодаря развитой в ходе многочасовых тренировок железной мускулатуре плечевого пояса, решил попробовать себя в роли силового акробата.

Мало кто принимал всерьез его затею. А Валентин, не обращая внимания на скептиков, приступил к серьезным тренировкам на арене, работая над созданием собственного номера. Ему понадобились не дни, не недели и даже не месяцы. На цирковой манеж уже в качестве силовика он вышел лишь в 1970 году – спустя восемь лет после травмы.

И с первого своего выступления сумел шокировать публику. Используя медицинские знания, приобретенные им за годы пребывания на больничной койке, Дикулю удалось поставить до такой степени сложные трюки, что со стороны они выглядели попросту невероятными. Чего только стоила его легендарная пирамида, исполняя которую, атлет, стоя на борцовском «мосту», удерживал на себе около тонны веса – две штанги и шесть человек!

Кроме того, в ходе выступления он с легкостью манипулировал латунными пушечными ядрами весом около 45 килограмм, далее на смену им приходили 80-килограммовые гири. Не менее эффектно смотрелась и штанга в 120 килограмм, раскручиваемая перед лицом, словно пропеллер. В общей сложности на протяжении 20-минутного выступления атлет, с виду походивший на былинного богатыря, подымал тяжести весом около 12 тонн!

А когда на груди силача устанавливали наковальню и пара мощных мужчин с размаху колотили по ней кузнечными молотами, зрители приходи в полный восторг. Затем циркач поднимал и проносил по кругу брыкающуюся лошадь. Довольно эффектными были и его выступления на стадионах, в ходе которых он удерживал на тросах пару легковых автомобилей, стартовавших в разные стороны…

Доказав всему миру, что любая травма спинного мозга – отнюдь не приговор, Валентин Иванович, используя свою уникальную методику, стал оказывать помощь больным со сходными проблемами. В настоящее время только в одной Москве Дикуль имеет четыре реабилитационно-восстановительных центра. Аналогичные клиники функционируют в Америке, Японии и в Италии.

Встречаясь с пациентом, бывший инвалид-колясочник не устает повторять: «Я могу говорить вам, как делать упражнения, но без вашего желания мои слова не принесут успех. Вы никогда не будете идти, если у вас нет уверенности. Вы должны работать с той же самой преданностью, дисциплиной, и будет сила каждый день много лет, если необходимо. Только тогда вы скажете «Я сделал это, я могу идти!»

175 просмотров
bottom of page