top of page
Анна Арсеньева

Морис Дрюон:  Баловень века

Перечитав цикл исторических романов «Проклятые короли», многие считали его современником Дюма-отца. На самом же деле любитель истории, шпаг и авантюрных персонажей Морис Дрюон родился сто лет назад и был не только свидетелем ХХ века, но и активным участником его важных эпизодов.

Купеческая родословная

Кроме исторических романов, он написал массу разнообразных произведений: воспоминаний, мемуаров, детских сказок. А еще был почетным секретарем Французской академии, министром культуры Франции, человеком, советам которого внимал генерал Шарль де Голль, дружбой с которым дорожили королева Елизавета II и принц Эдинбургский Филипп.

Морис появился на свет 23 апреля 1918 года в Париже в семье с богатым купеческим, литературным и артистическим наследием. Корни его родословной по линии отца берут свое начало в Оренбурге в именитой еврейской купеческой семье Леск.

Прадедушка будущего мастера пера был купцом первой гильдии, прибывшим на эти земли из Вильно. Имея коммерческую хватку, он за довольно короткий срок стал владельцем самого крупного в городе универсального магазина с филиалами в Уфе, Самаре и Самарканде. Помимо этого, по его инициативе было учреждено «Общество пособия бедным евреям города Оренбурга».

Дедушка – врач Самуил Кессель – уроженец города Шавли Ковенской губернии, познакомился с купеческой дочкой Раисой Леск в студенческие годы в Монпелье, во время совместного изучения медицины. А в 1895 году, после возвращения молодых людей в Оренбург, состоялась их бракосочетание. В соответствии с другими литературными источниками, семья Кесселей прожила в Оренбурге всего несколько лет в начале XX века, переехав на Урал из Аргентины.

Авантюрная родня

При этом доподлинно известно, что отец Мориса, Лазарь, родился в 1900 году в дачном домике, называемом членами семьи Кесселей «дачей в Азии» по причине его местонахождения на левом – азиатском – берегу реки Урал. Когда же мальчику исполнилось восемь лет, семья Самуила Кесселя, приняв решение навсегда покинуть Россию, перебралась в Ниццу, а спустя некоторое время переехала в Париж.

Выбрав актерскую карьеру и сменив имя на псевдоним Сибер, Лазарь успешно играл на сцене прославленной «Комеди Франсез». Поэтому для всей семьи стало полной неожиданностью, когда, достигнув 21 года, он свел счеты с жизнью, оставив едва достигшего двухлетнего возраста сына сиротой.

Отцом для мальчика стал отчим – респектабельный нотариус Рене Дрюон, бывший выходцем из состоятельной семейства, проживавшего на севере Франции. Именно в знак благодарности этому человеку, не жалевшему на воспитание пасынка ни любви, ни душевных сил, ни денег, повзрослевший Морис взял его фамилию.

Кроме того, будущий литератор мог гордиться и другими представителями писательской и авантюристской родни. Так, родственниками Дрюону приходятся, к примеру, поэт Шарль Кро и третий король Араукании и Патагонии Антуан-Ипполит Кро.

А его родной дядюшка Жозеф Кассель, один из первых французских пилотов и герой Первой мировой войны, внес значительный вклад в историю Франции. Он несколько раз совершил полет вокруг земного шара, написал несколько десятков книг и целый ряд сценариев, в том числе для «Дневной красавицы» Бунюэля.

Непримиримый борец за свободу

Не приходится удивляться, что, имея такие родственные связи и получив блестящее образование в одном из лучших лицеев Парижа, младший отпрыск необычного семейства довольно рано стал проявлять незаурядные способности. В 18 лет он не только начал печатать свои первые литературные произведения, но и завоевал приз на общенациональном конкурсе среди старшеклассников и поступил в Высшую школу политических наук.

Правда, спустя время, Морис, мечтавший о дипломатической карьере, поддавшись на уговоры своего дяди, стал студентом филологического факультета Сорбонского университета. Однако его планы нарушила Вторая мировая война. В сентябре 1939 года Дрюона направили в старинную кавалерийскую школу в Сомюре, после окончания которой он в чине младшего офицера участвовал в легендарном сражении на берегах Луары.

Следует отметить, что в данный промежуток времени на взгляды будущего литератора существенное влияние оказал его родственник по отцу, писатель и журналист Жозеф Кессель. Вместе с ним после поражения Франции Морис пешим ходом отправился через Пиренеи сначала в Испанию, а затем морем в Великобританию, для того чтобы присоединиться к движению «Свободная Франция». Именно там он и познакомился с генералом Шарлем де Голлем, став его верным сторонником на долгие годы.

Большую часть войны Дрюон провел на другом берегу Ла-Манша в штабе сил «Свободной Франции», занимаясь совместно с Жозефом подготовкой и вещанием радиопередач «Честь и родина», которыми заслушивались миллионы французов в оккупированной Франции и которые сыграли свою роль в деле освобождения страны.

Кроме того, находясь в Лондоне и услышав однажды, как Анна Марли исполняет на русском языке свою «Песню партизан», дядя и племянник семейства Кессель, восхищенные исполнением, перевели ее текст на родной язык. Именно их вариант и стал официальным гимном французского Сопротивления. И что интересно, для современных жителей Франции имя Мориса Дрюона ассоциируется отнюдь не с многотомными «Проклятыми королями». Для них он в первую очередь автор легендарного гимна.

«Проклятые короли»

Прослужив до конца войны в Эльзасе и Германии в качестве военного корреспондента, с приходом мирного времени неординарный и беспристрастный Дрюон решает полностью посвятить себя литературе. Его идеалом становиться Франция – ее грандиозность, устои и язык, в уважении к которому в полной мере выражалось ее величие. Писатель любил повторять: «Пока у нас есть великий и могучий французский язык, Франция остается великой».

И уже в 1946-м из под его пера выходит первый роман – «Последняя бригада», посвященный событиям 1940 года. Однако ошеломительный успех и высшую для французского писателя награду – премию Гонкура – принесла ему изданная пару лет спустя книга «Знаменитые семейства», положившая начало трилогии «Конец людей» и показавшая реалистичную историю и нравы буржуазной Франции начала и середины прошлого столетия на примере нескольких поколений знатных французских семейств.

Со временем Морис начинает пробовать себя в разнообразных жанрах. В буквальном смысле слова не останавливаясь, он работает над «мифологическим» романом об Александре Македонском и двухтомными «Мемуарами Зевса». Далее переключается на детскую литературу, затем приступает к написанию эссе об истории и французском языке. А в 1955 году в свет выходит первый том «Проклятых королей».

В общей сложности на создание этой исторически-авантюрной семитомной эпопеи, переведенной на множество языков и прославившей автора далеко за пределами Франции, у писателя ушло 22 года. И что любопытно, затратив на написание первых шести томов всего лишь шесть лет, седьмой, заключительный готовился Дрюоном к изданию целых 16 лет. И хотя авантюрные похождения и дворцовые интриги, отраженные в романах, сложно назвать великой литературой, «Проклятые короли» все же легко завоевывали своих читателей.

Автор, признанный преемником Александра Дюма и не на шутку увлеченный французской историей, сумел вызвать к ней небывалый интерес и среди простых обывателей. Не дождавшись окончательного издания «Королей», французское телевидение выпустило на экраны ставшую впоследствии весьма популярной телеверсию эпопеи. А спустя время, в 2005-м, не меньшим успехом зрители восприняли новый сериал с Жераром Депардье, Жанной Моро, Жан-Клодом Бриали и другими звездами.

От писателя до министра

Однако Франция была очарована не только интригующими историческими романами. На первый план непосредственно вышел и сам излучающий энергию и сияющий улыбкой Морис Дрюон. В 1966 году его избрали членом Французской академии, в стенах которой он непрестанно вел борьбу за чистоту французского языка. Причем его довольно дерзкие высказывания зачастую становились началом непримиримых дискуссий.

К примеру, будучи противником англицизмов и неологизмов, писатель протестовал против употребления женского рода к различным профессиям, провоцируя тем самым настроенных решительным образом феминисток. «Слово «министр» не может быть женского рода», – язвительно констатировал он.

Сам же Морис в 1973 году принял предложение президента и возглавил Министерство культуры Франции. К слову, этот пост он занимал всего лишь год, а выйдя в отставку, неоднократно признавался знакомым, что к дверям его ведомства ходили люди с миской попрошайки в одной руке и коктейлем Молотова в другой. Правда, на этом его интерес к политике не закончился. В конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века Дрюон был депутатом Европейской парламентской ассамблеи и занимал пост президента Ассоциации лауреатов Гонкуровской премии.

Несмотря на это литератор до конца своих дней был ярым противником приема женщин во Французскую академию. После того как впервые в 1980 году Маргерит Юрсенар стала ее академиком, Морис произнес слова, ставшие знаменитыми: «Скоро здесь будут заседать сорок женщин, которые будут заниматься вязанием во время сеансов». Однако ему все прощали и любили, считая этого неординарного человека «хранителем» – будь то Франции, Академии или памяти генерала де Голля.

Консерватор, верный голлист, сторонник порядка и классик французской литературы Морис Дрюон скончался в своей парижской квартире, не дожив немногим более недели до своего 91-летия.

Морис Дрюон с супругой Мадлен

832 просмотра
bottom of page