top of page
Юлия Шемякова

Леся Патока: Я создаю миры!

Леся ПАТОКА – украинская художница по костюмам, которая создает не просто образы, но целые миры. В них все превращается в сказку, от которой захватывает дух. Леся работает с Онукой, ее легендарные кокошники украшают шоу Оли Поляковой, с ней любят работать Pianoбой, «Бумбокс», «Время и Стекло», NikitA, Сергей Михалок и многие другие.

Большую часть времени Леся проводит на работе в Patoka Studio, расположенной в недрах киностудии имени Довженко. Именно здесь мы и встречаемся. У меня миллион вопросов, но среди них есть те, которые, возможно, волнуют не только меня. Итак, знакомьтесь с Лесей Патокой и узнавайте, что такое культура ношения одежды и как выглядеть стильно!

– Леся, спасибо за встречу! У меня к тебе вопрос, может, не очень корректный, но все же: какая разница между дизайнером одежды и художником по костюмам?

– Это нормальный вопрос. Разница на самом деле колоссальная. Меня ведь еще и стилистом называют. Но стилист – это просто человек с очень хорошим чувством вкуса, который отлично разбирается в ассортименте магазинов и дружит с большим количеством дизайнеров. Для него достаточно разбираться в тенденциях и иметь хорошие коммуникации, чтобы собрать клиенту согласно их вкусу классные образы. Но стилист ничего не создает. Дизайнер не может собирать вещи по магазинам, он должен создавать нечто уникальное. Он может не следовать каким-то тенденциям и тому, что лучше продается. Дизайнер должен создавать нечто новое. Меня очень часто называют дизайнером и спрашивают, почему я не дизайнер. Я отвечаю, что создаю абсолютно уникальные вещи, создаю миры, создаю головные уборы. И это такой большой спектр, что для меня все отбросить и стать дизайнером в очень узкой нише очень сложно.

А вот художник по костюмам – это человек, который создает и творит с абсолютно разноплановыми клиентами. Вернее, даже не клиентами, а направлениями. Это позволяет мне создавать Онуку, которую я веду с самого начала, позволяет творить с Олей Поляковой, которой мы делаем все кокошники. Представляете, каких это два разных мира? Мы работаем с нашим любимым клиентом Гариком Корогодским, шьем ему розовые шубы, в которых он ходит в Нацбанк. Мы можем создавать потрясающую этническую эстетику – вы видите ее в рекламных роликах «Самсунг-Украина», которая является нашей гордостью.

– Ты говоришь, для тебя сложно срываться в дизайн. Но там же заработки, обороты.

– Там деньги зарабатывают те, кто наследует тенденции. А я хочу создавать свое. Чтобы работать в массмаркете, нужно уступить себе и своим жизненным принципам, делая коммерческий продукт. У нас, если ты не делаешь коммерческий продукт, денег не заработать.

– А как жить тогда?

– Очень сложно (смеется). Живем от проекта к проекту. На артистах, конечно, одних не выживешь, поэтому мы еще работаем на рекламе. У нас есть устоявшийся имидж, и к нам обращаются с непростыми задачами, когда нужно создать нечто уникальное.

– Ты училась всему этому где-то?

– У меня за плечами есть художественное образование – это школа искусств, я отучилась там семь лет, у меня есть понимание цвета и рисунка. Мой учитель очень хотел, чтобы я шла дальше в республиканскую школу учиться, однако для этого нужно было бросить после девятого класса общеобразовательную школу. Но родители сказали, что рисование – это хорошо, но получи сначала нормальную профессию. Так что это все, что у меня есть. В Украине нет такого места, куда приходишь и всему этому учишься. А в этой студии уже я скорее учитель.

– Сколько у тебя людей работает в студии?

– На данном этапе девять. Но это не так много. У меня есть закройщик и два портных – это моя сильная база, когда вопрос касается пошива. Есть я и три девочки, которые занимаются ручным трудом. Я, кроме того что занимаюсь закупками, клиентами, эскизами, еще делаю ручную работу. Например, создаем мы головной убор, я выкладываю половину, девочки ее симметрично отзеркаливают.

– У тебя большая студия?

– Где-то сто двадцать квадратов. У нас есть отдельная комната, где работают портные, отдельная, где мы с девочками работаем, шоурум и зона примерок – мы сейчас с тобой в ней находимся. Диван, на котором ты сидишь, – знаешь, сколько на нем звезд сидело?

– Вот прямо на этом диване? Кто?

– Онука, «Манекен», Оля Полякова, BRUTTO, Гарик Корогодский, «Гудаки Вилидж Бэнд». Здесь мы снимаем мерки с наших гостей, и здесь мы еще организовали прекрасный сервис – аренда головных уборов, называется «Наголову». Мы специализируемся на головных уборах, и к нам начали обращаться люди с просьбой взять в аренду, например, для фотосъемок то, что носили звезды на концертах.

– Леся, говорят, что кокошник Оли Поляковой весит очень много. Вы его делали, так что ответь – это правда?

– Правда. Он весит больше килограмма. Оля очень сильная женщина (смеется). Я очень уважаю Полякову как артиста – за ее трудолюбие и за то, что она действительно артист. Она пахарь! Танцует на двадцатисантиметровой шпильке, и на голове у нее кокошник, который минимум 60 сантиметров в высоту, а обычно 80–90, это колоссальный вес. Она делает такое шоу, на которое смотришь с отвисшей челюстью. Когда ко мне приходят молодые артисты с просьбой сделать им что-то уникальное и я им предлагаю примерить головной убор, они начинают ныть, мол, им неудобно. Тогда я им отвечаю: «Друзья, если бы вы примерили самый легкий кокошник Оли Поляковой, вы бы поняли, что такое неудобно. Если вы хотите быть артистами, то должны уметь носить неудобные костюмы, обувь, зеркальные шлемы, да что угодно, потому что ты артист!»

– Леся, я хочу с тобой поговорить как с человеком, прекрасно разбирающимся в одежде. Понимаю, что ты художник, но тем ценнее будут твои ответы и советы. Где покупать одежду? У нас есть моллы, специализированные магазины, рынки – куда идти?

– Есть еще шоурумы и стоки. И секондхенды. Причем шоурумы я бы поставила на одну ступень с торговыми центрами. Но если это шоурум дизайнера, то он идет перед моллом, поскольку его могут себе позволить люди с достатком выше среднего. Если это шоурум-микс, то там цены будут как в обычных магазинах не в сезон распродаж. Обычно это маленькие украинские бренды, которые еще не дотянули до подиумов. Каждый может прийти туда и купить нечто уникальное – то, что есть всего в двух-трех единицах. Это не «Зара», когда приехала новая коллекция и вся прогрессивная молодежь в нее одета.

Что касается рынков, то это миф, что там вещи дешевле. Когда в торговых центрах начинаются распродажи, вещи становятся в разы дешевле, чем на рынках. Футболку можно купить за 69 гривен. На Троещинском рынке разве можно купить за такие деньги?

– Но почему-то люди боятся идти в крупный молл, предпочитая рынок…

– Да, боятся, потому что в торговом центре все так красиво, и кажется, что ты ничего не можешь себе там позволить. Нужно через это переступить и пойти в сезон распродаж. Еще есть стоки и секондхенды – сейчас это очень интересная тема. Молодежь пытается искать какие-то новые ходы, потому что хочет отличаться.

– Леся, ну ты, как человек с прекрасным вкусом, не можешь не видеть, что огромная часть населения одевается, мягко говоря, не очень. И это притом что у нас все в порядке с магазинами.

– Но вкус надо же формировать! Знаешь, какая самая большая проблема, с которой я сталкиваюсь, когда мы снимаем рекламу? Это когда заказчик жалуется, что мы предлагаем слишком крутые вещи, мол, народ нас не поймет. Это проблема. Нужно понимать, что реклама тоже формирует общественное мнение и вкус. А еще артисты, кино, вся наружная реклама – это все сильно влияет на людей. Если какая-то часть наших артистов, не самая уже большая, слава богу, ходит в стразах и пайетках, то девочки двадцати лет будут считать это лучшим для себя. С другой стороны, выйдите на Подол в выходной день – там будет очень много красивой креативной молодежи, такой проевропейской, круто выглядящей.

– Но кроме вкуса это же еще вопрос культуры – мы можем видеть рано утром девушку на лабутенах в метро, а вечером даму в шортах в театре или ресторане.

– У нас плохо с понятием дресс-код. Кстати, это еще одна из причин, почему я не хочу быть дизайнером. Это вопрос массового потребления: я могу сшить много хорошей одежды, но ее не купят, потому что покупают другое, то, что дешевле. И всегда есть те, кто это привезет. Я не хочу участвовать в массмаркете, потому что я работаю с теми людьми, с кумирами, способными формировать вкус. Я таким образом имею определенное влияние на какое-то количество людей. То, что мы создали с Онукой, например, весь этот стиль, то, как она выглядит на сцене, – это имеет влияние, я вижу это.

– Знаешь, когда я увидела афишу Онуки, то решила, что это все сделано на Западе. Это открытие для меня, что весь ее стиль был рожден здесь, в Украине, в центре Киева.

– Спасибо, мне очень приятно это слышать. Мы все это сделали на нашей студии.

– Леся, меня интересует еще один вопрос по поводу культуры ношения одежды. Многие приезжающие с Запада отмечают, что там богатые люди одеты очень скромно. В отличие от нас.

– Понимаешь, чем люди богаче в Европе, тем меньше им нужно что-то доказывать. Они уже все доказали своему окружению и на первое место в одежде ставят удобство. Да, они могут носить базовую однотонную футболку, но это будет суперкашемир за 800 евро. У нас все больше обеспеченных людей перенимают этот опыт и тенденцию Европы. Но у нас еще сильна традиция «чем меньше сошка, тем больше понтов». И это не только в шоубизе, но и в обычной жизни. Мне смотреть на это смешно. Есть такая простая рекомендация, которая мне очень нравится: если нужно появиться на каком-то важном мероприятии, но нет денег, надень простое маленькое черное платье, потому что по нему никто никогда не догадается, то ли это MaxMara за десять тысяч гривен, то ли секондхенд за десятку. Маленькое черное платье – это имя нарицательное, конечно (смеется). Главное – отсутствие блесток, пайеток, шифона.

– Леся, спасибо еще раз за этот разговор! Думаю, твои советы пригодятся!

Ну и бонус: чудесные исполнители и восхитительные работы Мастера – Леси Патоки и ее студии:

445 просмотров
bottom of page