Найти сокровища мечтал любой человек. Ну хотя бы в детстве. Подрастая, мы уверяем себя в том, что все клады найдены давным-давно и остались лишь в приключенческой литературе и фильмах. Но практика показывает, что эта точка зрения является глубочайшим заблуждением. И в третьем тысячелетии нашей эры остается место кладоискательству, причем даже весьма успешному.
«Черный лебедь», он же «Мерседес»
В 2007 году со дна Атлантического океана поисковой компанией Odyssey Marine Exploration был поднят груз с затонувшего корабля, среди археологов получившего название «Черный лебедь». Фирма «шифровалась» как могла, не указывая ни место находки, ни принадлежность судна, ни подробности извлечения. Поначалу были известны только масштабы сокровищ: монет, серебряных и золотых, насчитывалось полмиллиона, плюс ювелирные украшения и прочие дорогостоящие артефакты. Общая стоимость навскидку – полмиллиарда в американских долларах, 17 тонн совокупного веса.
Столь существенный клад вызвал настоящий ажиотаж. Возник нездоровый интерес и судебные тяжбы – нужно было выяснить, какое из государств является законным владельцем сокровищ. Основным претендентом была Испания. По мнению представителей этой страны, клад поднят со дна Гибралтарского пролива, а он числился испанской территорией.
Разбирательства длились пять лет. За это время удалось идентифицировать судно – им оказался испанский фрегат «Мерседес», а местом его затопления были признаны воды поблизости от Португалии. Так что в 2012-м американцы вынуждены были переправить драгоценный груз истинному владельцу.
Клады индийских храмов
Иногда и кляузы могут повлечь за собой неожиданные открытия. В 2009-м Сундараджан, который когда-то служил в полиции, был телохранителем Индиры Ганди, а после подвизался в адвокатуре, обратился с претензией в суд Кералы, обвиняя управляющего храма Падманабхасвами в небрежности при исполнении своих прямых обязанностей.
И это вроде бы привело к материальным растратам и потерям. Рассмотрение длилось целых два года, но закончилось тем, что в 2011-м суд предписал руководству штата назначить на должность храмового хранителя незапятнанное подозрениями лицо. Опекуны святилища сумели оспорить это решение, разборки дошли до индийского Верховного суда.
И тот в конце весны того же года постановил: сокровищница подлежит полнейшей и тщательнейшей ревизии. Под инвентаризацию даже была собрана особая комиссия, причем в ее члены входили семь самых уважаемых юристов. В их числе был и инициатор всего этого безобразия Сундараджан.
Летом 2011-го компания, надев кислородные маски, отправилась в кладовые храма – и сделала ошеломляющее открытие. Насколько можно судить, в подземельях имеется шесть хранилищ, куда веками складывались ценности. Только одна из них, обследованная, содержит сокровищ на 22 млн долларов. По самым скромным предположениям экспертов, в сумме золото и драгоценности, прячущиеся в подвалах Падманамбхасвами, могут стоить триллион. А возможно, и больше.
Откуда взялись сокровища – не секрет. Храм был построен в честь Вишну, и инициаторами постройки считаются основатели королевства Траванкор. Хранители святилища минимум с XIV столетия наполняли камеры пожертвованиями. Уже в XVIII веке очередной индийский правитель принял решение замуровать тайные сокровищницы.
Есть данные, позволяющие предполагать, что колонизаторы из Британии о них знали, но почему-то не пробовали добраться до клада. По словам местных – «из уважения к Вишну», хотя такая толерантность кажется сомнительной.
С момента вскрытия кладовых, храм тщательно охраняется: 60 натренированных спецназовцев в постоянной боевой готовности, полторы сотни полицейских им в помощь, вертолеты, патрулирующие окрестности.
Индийский храм не может обойтись без легенд и страшных рассказов. Падманабхасвами тоже не обойден вниманием. Шепотом говорят, что любой, решивший прибрать у рукам его сокровища или даже хотя бы прикоснувшийся к ним, будет покаран богами, и наказание станет беспредельно мучительным. Об этом предупреждают защитные знаки на камерах сокровищниц – кобры в два метра высотой. Считается, что осквернитель не только сам погибнет от змеиного яда, но и потянет за собой всех родственников.
Индийцы верят, что именно из-за змей британцы во время своего колонизаторства не рискнули близко подобраться к кладу, хотя и знали о нем: всех, кто рисковал спускаться в подземелья, кусали ядовитые гады, а их там тысячи. Можно было бы посмеяться над суевериями, если бы не судьба телохранителя-адвоката Т. Сундараджана, «натравившего» проверку на храм. Он внезапно умер; да, индийцу было 70 лет, но, по оценкам медиков, он был бодр и абсолютно здоров. Вот так и поверишь в проклятие древних гробниц…
Кесарийские сокровища
Земли современного Израиля имеют историю в тысячи лет. Та же самая Палестинская Кесария видела сотни войн и миллионы трагедий. В современности это даже не городок, а поселок, обживаемый всего пятью тысячами обитателей. Однако некогда здесь был колоссальный порт и богатый административный центр той самой библейской Иудеи, которая тогда являлась всего лишь провинцией Великого Рима. Богатства тех времен до сих пор туманят взор кладоискателям – и далеко не все из них обнаружены. Так что шансы наверняка все еще остаются.
Один из них представился группе дайверов, отправившихся любоваться подводными видами в 2015-м. Они сумели отыскать на донной поверхности Средиземного моря тайник, а в нем – две тысячи старинных золотых монет. Ныряльщики поначалу решили, что схрон устроили детишки и в нем лежат игрушечные монетки. Но вес «подделок» побудил дайверов взять несколько образцов для демонстрации директору своего клуба. Тот моментально понял, что речь идет отнюдь не о подростковых шалостях, и вызвал специалистов.
Археологи датировали монеты X–XII столетием. С исторической точки зрения не Бог весть, какая ценность, но золото было и остается драгметаллом. А значит, и стоит соответственно! Прошел всего год, и два других дайвера нашли в морских глубинах остатки судна времен Древнего Рима. Среди трухлявых досок были обнаружены амфоры, множество статуэток, утварь и инструменты, тысячи монеток – и на этот раз находка куда старше. Она относится примерно к IV веку нашей эры. В этом случае на первый план выходит уже не денежная, а историческая ценность.
По законам Израиля, нашедшим не положен процент от стоимости клада. Тем не менее в обоих случаях дайверы честно сдали обнаруженное властям, не попытавшись сделать на сокровищах свой гешефт.
Не золотом единым…
В классических представлениях клад – это бриллианты, рубины, изумруды. В самом худшем случае – золото (но много!). Историки с такой позицией не согласны. С их точки зрения клад, выловленный уже в этом году, куда ценнее всех сундуков с драгоценностями или затонувших фрегатов со слитками золота. А все потому, что находкой оказался якорь в 600 кг веса, изготовленный в промежутке между 1492 и 1550 годами.
Руководитель археологической экспедиции, нашедшей якорь, Даррелл Миклош, допускает, что он мог быть частью снаряжения одного из кораблей Колумба. Правда, доказательства пока исключительно косвенные: разорванное якорное кольцо, глиняные черепки явно испанского производства – одно из колумбовских суден потеряло якорь и часть утвари при путешествии, состоявшемся в 1550-м. Миклош надеется, что эти находки помогут отыскать корабль великого мореплавателя.
Замуровали и забыли
Ценности российских дворян, спрятанные во время революции, до сих пор разыскиваются археологами, историками и властями. Иногда их даже удается найти, как это произошло со столовым серебром и прочими накоплениями семьи Нарышкиных. Случай, кстати, относительно свежий (2012 года) и уникальный. Самый масштабный в новейшей истории России клад, состоящий из двух тысяч серебряных предметов, оценили в 190 миллионов рублей.
Сокровища были обнаружили в Петербурге при реставрационных работах, проводившихся в особняке, некогда принадлежавшем членам знаменитой дворянской фамилии.
А начиналась история довольно банально. В восстановлении нуждался пол на третьем этаже здания, которое некогда было флигелем при особняке. Рабочие разобрали его – и обнаружили камеру, не обозначенную на плане, имевшую площадь в 6 кв. м и высоту примерно 2 м. По словам очевидцев, помещение доверху было забито мешками и коробками, наполненными серебром.
Причем изделия были завернуты в упаковочный материал, пропитанный уксусом – его запах не выветрился даже за столетие (без малого), прошедшее со времени создания схрона. Говорят, рабочие пытались клад присвоить, вынося его в мешках со строительным мусором, но поползновения были пресечены частной охраной. Бригадир вызвал специалистов по старине, которые захватили с собой силовиков для охраны найденных ценностей.
Примечательно, что прежние жители флигеля, отданного под коммуналки, даже не догадывались, что коридоры второго и третьего этажа отличаются по размерам. Причем такое положение сохранялось многие десятилетия.
Наследники Нарышкиных на фамильное серебро не претендуют. Зато наивные обыватели-однофамильцы идут сплошным потоком, считая, что паспорта с фамилией «Нарышкин» достаточно для обретения ценностей. В настоящий момент коллекция принадлежит государству и даже периодически экспонируется в музеях.