top of page
Анна Арсеньева

Оман:  Страна, что пахнет ладаном

Оман – страна, где нашел упокоение Иов, владычествовала царица Савская и откуда пустился в свое знаменитое путешествие мореход по имени Синдбад, в давние времена считался окном в новый мир. Сегодня же, получив статус самого светского государства Персидского залива, он известен как мировой поставщик ладана, изготовитель наиболее дорогостоящих духов и верный страж медных рудников, отдававших металл древним цивилизациям.

Страна облаков и проливных дождей

В восточной части Аравийского полуострова, в том месте, где пустыня выходит на встречу с Индийским океаном, раскинулась страна, своим именем навевающая воспоминания о восточных сказках Шахерезады – Султанат Оман.

В общей сложности история и культура страны насчитывает более двух тысячелетий, о чем свидетельствуют пронизанные вечностью более 500 фортов, замков и башен, возведенных в разнообразных строительных стилях и рассказывающих о различных этапах в истории Омана. При этом в каждую эпоху султанат мистически представал перед миром с новым именем и новым обличьем.

Так, несколько тысячелетий назад страна, возникшая на пути странников по дорогам древнего мира, ставшая приютом для медных дел мастеров и великих кораблестроителей, получила от древних Шумеров имя «Маган». Спустя время эти легендарные земли стали называть «Мазун», что в дословном переводе означает «страна облаков и проливных дождей», благодаря которым, омываемая теплыми водами Индийского океана, эта территория превратилась в цветущий плодородный оазис.

А вот ныне существующим именем Султанат Оман обязан кочевым племенам, проживавшим до этого на землях не менее древнего соседа – Йемена. В соответствии с местными легендами, эти племена являлись потомками одного из детей Авраама, носившего имя Оман. При этом предметом гордости всех оманцев является и тот факт, что они стали исповедовать ислам еще при жизни пророка Мухаммеда, начиная с 630 года нашей эры.

С тех пор султанат пережил расцвет и мощь ранних арабо-мусульманских государств – халифатов и междоусобные разборки средневековых мусульманских правителей. Он стал свидетелем господства португальских корсаров на Индийском океане и колониальных кампаний Великобритании, оставаясь при этом довольно закрытым государством. Любопытно, но еще 50 лет назад здесь отсутствовали больницы, школы, дороги, радио, а ношение сапог и солнечных очков было категорически запрещено.

Ситуация изменилась после прихода к власти в 1970 году Его Величества султана Кабуса, превратившего Оман за 45 лет своего правления в современное государство с прекрасными магистралями, сверхсовременными сооружениями, спортивными постройками и роскошными отелями.

Феминизм по-омански

По сравнению с другими странами Персидского залива современный Оман во многом своеобразен. Так, здесь практически не осталось мужских специальностей, потому как каждая женщина, имея равные права с мужчиной, может претендовать на любую работу. В результате 47% представительниц слабого пола в этой стране задействованы полный рабочий день. Уже ни у кого не вызывают удивления оманки, проставляющие визы в аэропорту, девушки-полицейские или дамы – водители такси.

Кроме того, Оман – одно из первых государств Ближнего Востока, предоставивших возможность женщинам занимать правительственные посты. Так, в настоящее время во главе четырех оманских министерств стоят представительницы слабого пола.

К слову, профессиональной реализованностью свободы жительниц султаната не ограничиваются. Здесь женщина вправе выступать инициатором развода, что в соседних монархиях практически нереально. Да и мотивы могут быть всевозможными: измена супруга, рукоприкладство, злоупотребление спиртным и даже расхождение в характерах. При этом необходимо отметить и то, что суд до последнего стремится сберечь семью.

Если же вина супруга все-таки будет доказана, его обязывают оказывать жене материальную поддержку до тех пор, пока она снова не вступит в брак. Интересно и то, что к женщине в оманской семье относятся с огромным почтением, а слово матери считается законом, не подлежащим обсуждению.

Примечательно и то, что именно оманские женщины на протяжении всего времени были единственными в странах Залива традиционно не закрывавшими свое лицо и свободно прохаживающимися по улице без сопровождения мужчин. И в отличие от других аравийских стран, где выбор был за мужем или отцом, оманкам предоставлялось право самостоятельно принимать решение, закрывать лицо никабом или нет.

Однако в пустыне, в бедуинских семьях, довольно часто можно встретить женщин в непривычной черной маске, называемой здесь «бирка». Не хиджаб, не паранджа, а именно маска на завязочках с прорезями для глаз. Не лишним будет заметить и то, что во что бы ни была одета оманская женщина, ее категорически запрещено фотографировать. За это могут даже аннулировать визу и выслать из страны.

Слезы Аллаха и аромат богов

Однако уникальность Омана по сравнению с другими близлежащими странами связана в первую очередь с тем, что еще с добиблейских времен он являлся крупнейшим мировым поставщиком ладана. Уже в V тысячелетии до нашей эры продавался ладан из Дофара. Врачи использовали его для очистки ран и «укрепления духа и разума», а египтяне – при проведении ритуальных церемоний в ходе мумифицировании фараонов.

Император Нерон, по словам современников, применил годовой запас этого благовония, чтобы почтить свою умершую жену. Позднее ладан был оценен по достоинству и приверженцами ислама, которые назвали его слезами Аллаха. А в Средние века нескончаемые караваны доставляли это благовоние через одну из крупнейших песчаных пустынь мира, Руб-эль-Хали, в Египет и Рим.

В настоящее же время ежегодно здесь собирается более 7 тысяч тонн ладана, который потом экспортируется во все страны мира. Собственно, на крайнем юге страны, в непроходимых ущельях могучего массива оманского плато Дхофарара, растут неприметные и хилые, словно кусты, деревья босвеллия, пускающие свои корни глубоко в скалу и называемые местными жителями белым золотом, источающим аромат богов.

Оказавшись в этих местах, можно увидеть, как добывается эта смола. Сборщики самого дорогого и желанного благовония в мире в период сбора (а начинается он обычно в марте) делают надрез на чешуйчатой коре дерева, напоминающей на ощупь тонкую бумагу. Буквально спустя несколько минут появляется горьковатый аромат ладана, и образованная ранка начинает затягивается молочно-белым соком.

В течение нескольких недель деревья, как здесь говорят, плачут, смола засыхает, образуя наросты. Потом их срезают и сортируют. Среди знатоков наиболее ценными считаются белые зерна с зеленым оттенком и удивительным ароматом. В прежние времена местное население из-за высокой стоимости не имело возможности пользоваться липкой смолой дерева босвеллия.

Зато сегодня практически в каждом доме есть кадило, окуривающее ароматным благовонием жилище, удаляя из него неприятные запахи и защищая от бед и злых духов. Кроме того, начиная с 1983 года по инициативе султана Кабуса на основе оманского ладана в стране было начато производство элитных духов и создан парфюмерный дом Amouage, название которого переводится как «Самый дорогой парфюм в мире».

И действительно, стоимость этого восточного аромата – около 500 долларов за 50 миллилитров. Однако его цена может в несколько раз возрастать за счет эксклюзивного флакона с серебряным или золотым напылением, а иногда даже с использованием бриллиантов. Примечательно, что духи, производимые на этом заводе, обладают ароматом ладана южной провинции Дофар или роз, которые растут на вершине горного хребта Джабель Ахдар.

Наказание за измену

Оман – государство фортов и крепостей. Их здесь больше 500. Одни считаются наследием португальцев, другие сооружались древними оманскими правителями. Наиболее интересным является форт Мирбат в окрестностях Салалы, построенный больше 200 лет назад. На протяжении последних 60 лет он использовался в качестве тюрьмы, при этом заключенные отбывали здесь наказание своеобразным способом. Один день в заточении мог провести сам нарушитель, на следующий день его место занимал дядя или брат.

Правда, стоит отметить, что в Омане сравнительно низкий уровень преступности, а уголовный кодекс в этой стране имеет ряд специфических статей. Здесь есть наказания за прелюбодеяние, азартные игры и распитие алкогольных напитков. Высшей мерой наказания в султанате является смертная казнь, но за последние годы ее не применяли ни разу. Кроме того, местные уверяют, что на сегодняшний день в стране нет ни одного политзаключенного.

Поражает приезжих и фанатичное отношение местных жителей к «кораблям пустыни» – верблюдам. На дорогах через каждую сотню метров можно встретить знаки «Осторожно, верблюды». И если раньше одногорбых можно было повстречать в черте города, важно пересекающих скоростные трассы в самых неожиданных местах и служащих основной причиной аварий, то в настоящее время, после принятия закона, запрещающего пасти верблюдов в черте города, ситуация в корне изменилась.

При этом все верблюды в Омане в обязательном порядке застрахованы. Не только из-за частых ДТП, но и из-за их высокой стоимости. Обычный кэмел, разводимый бедуином ради мяса и молока, может стоить от 3 до 10 тысяч риалов. Для сравнения: подержанный, но не самый плохой автомобиль в Омане можно приобрести за 7–10 тысяч риалов. А верблюд для бегов будет стоить и вовсе дороже престижного спорткара.

Анна Арсеньева

658 просмотров
bottom of page