Как ни печально, большинство гениальных изобретений тут же перенаправляется людьми в военную область. Даже если изначально применение было задумано абсолютно мирным, в конце концов, агрессивное использование «ноу-хау» находится. Катаклизмы, сотрясающие нашу планету в последние десятилетия, дали толчок к новому распространению слухов о появлении в распоряжении военных очередного глобального оружия, на этот раз – климатического. И основания для подозрений, честно говоря, имеются.
У природы нет плохой погоды?
С каждым веком придумывается все более страшное вооружение, а масштабы военных действий приобретают все более угрожающие размеры. Впору начать ностальгировать по временам междоусобных войн, дубинкам или максимум мечам и лукам. Кроваво, жестоко – но давало шансы на выживание человечеству в целом. С появлением оружия массового уничтожения они стали стремительно скатываться к нулю.
Идей же по поводу видов геофизического арсенала человечество сгенерировало массу. Часть из них сразу же была отвергнута по причине недостаточной технической базы: управлять тектоникой или существенно влиять на океанские водные массы мы пока не в состоянии. Конечно, можно использовать уже имеющиеся мощности. Сброс ядерной бомбы мегатонн в сто может и цунами вызвать, и спровоцировать цепочку землетрясений. Однако организатор подобного «пира духа» выявлен будет моментально. А в открытое противостояние со всем миром ни одно государство пока ввязываться не желает.
Куда проще оказалось влиять на воздушные массы. Причем способы подобного воздействия рассматривались и предлагались уже в XIX столетии, чуть ли не одновременно с появлением первых самолетов. Однако реально работающие проекты появились только в середине ХХ века, когда американец Воннегут разработал принципы конденсации туч иодидом серебра и их же разгона углекислотой. Вполне мирное изобретение: появилась возможность предотвращать или создавать осадки для сельскохозяйственных нужд. Но…
Многострадальный Вьетнам
Однако массовое применение разработки отнюдь не стало только мирным. Идея была использована американскими ВВС во время Вьетнамской войны. Месяцев за шесть боевых полетов авиация рассеяла над джунглями примерно 6000 тонн того самого иодида серебра. В результате дождей над Вьетнамом выпало в три раза больше среднестатистических норм, дороги стали непроходимыми направлениями, участились оползни и наводнения.
Действовать местной армии приходилось в экстремальных условиях. Тем более что и с самими джунглями, доставлявшими американским войскам основную массу проблем, разбирались радикально: они корчевались бульдозерами, сверху распылялись дефолианты (препараты, лишающие деревьев листвы) и гербициды, уничтожавшие растения как таковые.
В принципе, тоже климатическое оружие: если бы война во Вьетнаме продлилась лет на пять дольше, климат в стране мог кардинально измениться.
Впрочем, «дождевые атаки» при помощи иодида серебра можно считать узкоспециализированным арсеналом. Его эффективность обусловлена высокой влажностью в стране. Более засушливый климат потребовал бы реагента в десятки, а то и сотни раз больше. И все равно не факт, что ливни бы нанесли местности серьезный ущерб.
Кстати, об ураганах
Методику разгона облаков американцы пытались применить и для управления ураганами. В этом проекте широко использовались разработки американского математика и физика Джона фон Неймана. Цель, в общем-то, благородная, особенно если учесть, что на юге США торнадо часты и разрушительны.
Беда в том, что глаз бури не рассеивался, а перенаправлялся, и основной целью исследований была коррекция траектории смерча. Возможно, какие-то из подходов оказались действенными. Во всяком случае, в 1969-м Штаты были обвинены в «натравливании» урагана на Никарагуа и Панаму. С другой стороны, претензии нельзя назвать официальными. Так что, может быть, это были политические подковерные игры.
Как вызвать тайфун
Повлиять на погоду пытались и путем создания сильного вертикально направленного воздушного потока высокой влажности. Первый прототип был опробован еще в 1954-м, неподалеку от городка Ланнемезан во Франции. Более мощная модель, названная метеотроном, прошла испытания в 1961 году, и ее автором был Анри Десен.
В самом приблизительном описании устройство представляло собой огромный вентилятор, гнавший подогретый влажный воздух вверх. Благодаря этим потокам над установкой образовывалась область пониженного давления, вследствие чего появлялись циклоны – правда, небольшие и малоустойчивые.
Более впечатляющие результаты получил Советский Союз, запустивший в 1979 году «мегаметеотрон» на территории Армении. Установка состояла из списанных, но рабочих двигателей самолетов Ту-104, подававших на значительную высоту воздух, нагретый до 1100 °С, причем скорость движения потоков достигала 500 м/с и выше. Конструкция несколько лет использовалась для искусственного орошения окрестностей озера Севан, но сколько-нибудь значимого тайфуна с ее помощью создать не удалось. С другой стороны, функционирование установки сильно обогатило метеорологию в области природы тайфунов. И эти знания весьма помогли многим странам избежать тысячных жертв при образовании ураганов естественным путем.
Курьез в вопросе климатического оружия
Нагнетание обстановки вокруг нового арсенала массового поражения не могло не обойтись и без почти анекдотических ситуаций. В последнее десятилетие прошлого века на Аляске было инициировано строительство объекта, в чьи задачи входило исследование ионосферы Земли. Он был назван HAARP, занимал 13 гектаров поверхности, изобиловал сложным оборудованием, среди которого числилось невообразимое количество антенн.
Комплекс был запущен под конец 1997-го и вызвал настоящую волну паники. Пресса и зарождающийся Интернет предлагали вниманию обывателей жуткие истории и теории, согласно которым HAARP испускает загадочные «лучи смерти», а американцы проводят серию экспериментов по использованию климатического оружия.
Никакие разъяснения со стороны специалистов по технологиям СВЧ убедить общественность не смогли. А между тем мощность в 4 мегаватта была слишком малой для оказания существенного влияния на природу. Кроме того, аналогичная система «Сура», причем более грандиозная, двумя десятилетиями ранее была сконструирована СССР, и ее потенциал уже был неплохо изучен (в том числе и мировым научным сообществом). Максимум предоставляемых возможностей влияния на климат – способность инициировать полярные сияния поблизости от себя.
Не все так просто
Однако возможно (и, скорее всего, так и есть), что мы далеко не все знаем о разработках климатического оружия. Либо же среди ученых и политиков в свое время нашлись крайне разумные люди, способные просчитать последствия его применения. Во всяком случае, в 1978-м ведущими странами мира была принята конвенция, запрещающая любые действия, способные негативно сказаться на климате планеты. С тех пор разработки искусственных природных феноменов преследуют исключительно мирные, хозяйственные цели. По крайней мере, официально.
Прогнозы специалистов
Доктор из Канады Розали Бертель, занимающаяся влиянием на экосистемы человеческих войн, просчитала, чем может обернуться применение климатического оружия. И пришла к выводу, что последствия будут воистину апокалиптическими. Собственно, победителей в такой войне не будет, Земля станет безжизненным булыжником, плывущим сквозь космические просторы. Насилие над ионосферой вызовет то, что у ученых называется электронными ливнями, которые повлекут за собой смену электрического потенциала на полюсах.
За ней последует смещение планетарного магнитного полюса – и этого не переживет никто. Еще одно последствие – стремительное глобальное потепление. При этом отдельные зоны полярных земель подвергнутся разогреву отраженными волнами. Имеющиеся на этих территориях залежи углеводородов вполне могут высвободится – и обитатели Земли столкнутся с кардинальным изменением атмосферы. То есть с таким же стремительным похолоданием.
Еще одно возможное последствие – безвозвратное разрушение озонового слоя. По мнению доктора Бертель, климат при этом изменится жестко и непредсказуемо. Вероятность выживания высших организмов при всех подобных катаклизмах крайне низка. И эти прогнозы касаются только нарушений ионосферы.
Если будет затронута тектоника, катастрофа будет не менее масштабной, но, возможно, более растянутой во времени. Человечество будет вымирать не месяцы, а годы. Но результат окажется тем же: при реакции со стороны планеты только в виде цунами и землетрясений выживут 1–10% населения. Если начнутся массовые извержения и разломы коры – уцелеют одни бактерии. А может быть, только тихоходки, способные выживать даже в безвоздушном космическом пространстве.
Будем надеяться, что энтузиазм ученых ограничится лишь стараниями повысить урожайность, к примеру, виноградников, вовремя обеспечив им искусственный дождик. Пусть даже и приходится опираться при этом на технологии, разработанные полвека назад. Это лучше, чем угробить всю планету с ее разнообразием всяческих форм жизни.
Черная быль – Чернобыль…
Людям стоило бы призадуматься, что мирные цели эффективнее и гуманнее военных. Взять, к примеру, аварию на ЧАЭС: ее последствия могли бы быть куда более печальными, если бы геоинженеры СССР в то время не проявили смекалку и хорошее знание технологий. Радиоактивная пыль была связана особыми составами и улетела не так далеко, как могла бы. А чтобы осадки не смывали ее в Днепр, был выставлен противодождевой заслон. В результате пострадала территория на порядок меньшая, чем по самым оптимистическим прогнозам.
Евгения Мережко