top of page
Вадим Курлат

Храмы Лалибелы

Этот комплекс является не только священным местом для христиан, но и бесценным архитектурным памятником, уникальным инженерным сооружением, исторической реликвией. Веками тысячи паломников, преодолевая жажду и голод, дневную жару и ночной холод, усталость и боль от сбитых ног, протаптывали путь через горы и долины, направляясь к храмам Лалибелы. А расположены они возле одноименного городка в северной части Эфиопии на высоте в 2,5 тысячи метров над уровнем моря.

Свой собственный Иерусалим

Когда-то на этом месте была скромная деревня, называвшаяся Роха. В XII столетии ее сделал столицей своей страны император из династии Загве по имени Лалибела (в другой транскрипции Лалибэла). Он был великим правителем и глубоко верующим человеком, после смерти причисленным к лику святых.

В те времена в императорской семье существовала традиция совершать паломничество в Святую Землю. Лалибела ее не нарушил и несколько лет провел в Иерусалиме. Когда город в 1187 году был захвачен мусульманами, эфиопский император принял решение «перенести» Иерусалим на свои земли – построить новое святое место. На осуществление задумки у царя ушло более 25 лет. А самые значимые объекты в городе Лалибела носят знакомые всем названия. Здесь есть свой Скорбный Путь, Голгофа, Синай и Масличная Гора. Даже местная река была переименована в Иордан – и это имя носит до сих пор.

Инженерные тонкости

Ученые предполагают, что строительство здесь велось по четкому плану: сверху вниз. Сначала камнетесы прокладывали монументальные, 12 метров глубиной траншеи, оставляя грубые «заготовки» под будущие здания. Затем в полученных мегалитах проделывались полости, окна, входы, колонны и капители – все, что нужно для культового сооружения. На последней стадии велась отделка, как внутренняя, так и наружная.

Археологи считают, что в сооружении храмов Лалибелы принимало участие не меньше 40 тысяч человек. Учитывая доступные в тот момент инструменты и условия, в которых приходилось работать, можно только поражаться мастерству и упорству эфиопов. Кстати, ряд исследователей утверждает, что храмы Лалибелы примитивными орудиями труда выстроить просто невозможно, требуется применение современных технологий.

Интереса заслуживают не только сами здания, но и другие древние инженерные разработки. Храмы окружает сложнейшая система каналов, отводящих воду, которая потоками бежит с горных склонов в ливневый сезон. Без них подземные сооружения были бы значительную часть года затоплены.

Кроме того, комплекс дополнен артезианской системой. Она поставляет воду наверх, в город, и наполняет живительной влагой колодцы рядом с церквями.

Церковь Спасителя Мира

К храмам Лалибелы сейчас стекаются не только тысячи паломников-верующих, но и многочисленные туристы. Их красота не оставляет равнодушным никого. К тому же каждое из зданий в своем роде уникально.

Бет Медхане Алеем – церковь Спасителя Мира – признана самым большим монолитным храмом на планете. Исследователи полагают, что она, может быть, была скопирована с церкви Святой Марии Сионской, которая находится в Аксуме. Древнее сооружение поражает посетителей убранством – и наружным, и внутренним. Особенно выразительны облики апостолов, вырезанные в камне. Здесь же хранится еще одна святыня, золотой крест, некогда принадлежавший самому Лалибеле. Из храма есть проходы в другие сооружения. Один ведет к церкви Бет Марьям.

Уникальный храм Марии…

Предположительно, это самый старый храм в комплексе. Он же является наиболее почитаемым – святую Марию эфиопы считают покровительницей своей страны. Церковь Бет Марьям также является единственным сооружением в Лалибеле, где каменные рельефы позолочены и раскрашены. Причем отделка хорошо сохранилась до наших времен. Любопытно, что мотивы резьбы не слишком сочетаются с христианством. На потолочных сводах и стенах выбиты символы плодородия и солнце, на полу – абрисы зверей.

Очень интригует одна из колонн Бет Марьям, укрытая полотном. Легенда гласит, что к императору Лалибеле во снах и видениях неоднократно являлся Иисус. Во время одного из таких визитов он коснулся этой колонны. На следующий день на ней сами собой появились надписи, повествующие о прошлом, настоящем и грядущем всего человечества. Текст был немедленно скрыт тканью, и простым смертным с тех пор нельзя не только его видеть, но и касаться самой колонны.

В храме Святой Марии проделаны окна, выполненные в виде свастик, римских, греческих и плетеных крестов. А еще перед ним есть огромный двор – чтобы его вырубить, строителям когда-то пришлось приложить немало усилий. Позже в северной скале этого двора высекли храм Креста.

…и другие чудеса

* Из Бет Марьям по туннелю можно попасть в часовню Бет Денагель. Ее построили в честь монахинь, трагически погибших в IV столетии: их приказал убить правивший тогда римский император.

* Также храм Святой Марии связан с церквями Бет Микаель и Бет Голгофа. Этот двойной храм прославился барельефами, изображающими всадников на полном скаку, и уникальными статуями святых. Первой была построена Бет Голгофа, церковь Святого Михаила является ее копией. Говорят, где-то здесь был похоронен император, заложивший священный комплекс. Вполне возможно: в храмах Лалибелы и сейчас есть множество помещений, куда нет доступа даже служителям.

Но самым впечатляющим из 11 сооружений является Бет Гиоргис. Церковь Святого Георгия расположена в вырубленном котловане, глубина которого 12 метров. Соответственно, такой же является высота храма. Он представляет собой крест, перекладины которого имеют равнозначную длину. Плоская кровля церкви украшена рельефами трех крестов, вписанных один в другой. Попасть в церковь можно лишь одним путем – пройдя по подземному коридору, вырубленному сквозь скалу. Он довольно узкий, двое путников с трудом могут пройти мимо друг друга. Бет Гиоргис является самой изящной, лучше всех сохранившейся и самой древней действующей до сих пор монолитной церковью Эфиопии.

* Оригинально отделан храм Сионской Горы. Его потолок – изящное скопление изображений креста. Здесь имеются и латинские, и мальтийские, и греческие вариации этого символа. При этом даже подпирающие потолок колонны выполнены в виде крестов. Все в совокупности вызывает благоговение даже у неверующего человека.

* Свою тайну хранит храм Святого Ливаноса. Это единственное сооружение, выстроенное уже после смерти легендарного императора Лалибелы по приказу его жены. Церковь соединена куполом и полом со скалой и очень интересна с архитектурной точки зрения. Но людей (и паломников, и туристов) она привлекает загадочным светом, который излучает стена у алтаря. Это серебристое свечение научного объяснения не имеет.

Единственное, что можно точно сказать, – радиация тут ни при чем. Циничные туристы неоднократно проверяли это, тайком пронося в храм счетчики Гейгера.

Эфиопский храмовый комплекс – настоящее чудо из камня. Здесь гармонично слились самые разные, казалось бы, не сочетаемые стили – египетский, иудейский, римский, греческий… При желании раньше можно было бродить по церквям, долго не поднимаясь на поверхность. Сейчас многие соединительные коридоры либо замурованы, либо просто прикрыты – коврами или досками.

В свое время храмы Лалибелы были неплохо защищены от агрессора. Благодаря углубленности в горные породы комплекс крайне трудно обнаружить, даже подойдя довольно близко. Защитникам было достаточно просто держать агрессора на расстоянии, уводя его в сторону. Сейчас чудесный комплекс входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гипотезы, легенды и мифы

Официальная версия гласит, что храмы Лалибелы были возведены силами местных жителей. Но некоторые авторы считают, что к строительству комплекса приложили руку легендарные и загадочные тамплиеры. Их могущество в XII–XIII столетиях как раз было на пике.

Однако большинство исследователей с этой точкой зрения не согласно. Эксперты указывают на то, что общий стиль храмового комплекса соответствует стилю местных прототипов. Так что происхождение у церквей Лалибелы все же признается аксумским. Хотя и отмечаются некоторые «признаки коптского влияния» (цитата из исследования Бакстона). Возможно, таинственные тамплиеры все же участвовали в возведении храмов, хотя и не играли в нем ведущей роли.

Сами же эфиопы уверены, что церкви были построены ангелами, посланными с небес для реализации священной идеи императора. В сроках возведения в мифах имеются разногласия. В одной легенде утверждается, что комплекс был создан за одну ночь. В другой – что днем трудились обычные люди, а ночью к ним на помощь приходили небесные посланники.

Официальная версия в глазах местных жителей тоже имеет мистическую подоплеку. Рассказывают, что императора-праведника как-то раз отравили. Он умер и попал на небеса. В райских кущах ему был явлен подробный план храмового комплекса. Кем именно, легенда не уточняет. А чтобы убитый правитель мог выстроить «Новый Иерусалим», высшие силы вернули его в мир смертных. Якобы именно после этого события деревенька Роха стала городом Лалибелы.

Вопросы датировки

Не все историки и археологи согласны с тем, что весь комплекс (за исключением храма Святого Ливаноса) был сооружен за время правления царя Лалибелы. Упомянутый уже Бакстон считает, что строительство продолжалось еще много лет после его смерти и закончилось только в XIV столетии.

С ним не согласен профессор Филлипсон, преподающий в Кембридже африканскую археологию. Он предположил, что часть комплекса, напротив, старше предполагаемого возраста храмов. Возможно, церкви Данагель, Габриэль-Руфаэль, Меркориос были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше возведения остальных сооружений. Они могли служить укреплениями либо выполняли функции дворцовых приделов. В этом случае здания позже были просто включены в общий архитектурный ансамбль.

Говорят, что…

Где только не искали Ковчег Завета! А вот в храмах Лалибелы посмотреть не додумались. Между тем эфиопы говорят, что именно в гротах этого комплекса и спрятана священная реликвия.

100 просмотров
bottom of page