Как известно, Король-Медведь (именно так имя Arthur переводится с кельтского) был легендарным правителем местности Логрес, вождем бриттов, которые именно под его руководством разгромили грозных саксов-завоевателей. Это самый известный кельтский герой и центральный персонаж британского эпоса, а также многочисленных рыцарских романов. Кстати, некоторые из историков допускают реальное существование прототипа Артура.
Известен сей монарх и тем, что имел замечательное волшебное оружие. А мечи – Экскалибур и Кларент – умело разили любых врагов и давали беспрецедентную власть их владельцу.
Родом из Авалона?
Вообще-то, согласно уэльским преданиям, один из мечей короля именовался Каледфолх. В пересказе легенд на латыни это слово зазвучало, как Калибурн (точнее, Калибурнус), позднее трансформируясь в Эскалибор, а затем во всем известный сегодня Экскалибур. Насколько важным этот меч был для короля Артура, можно узнать из древнейшей валлийской легенды, которая называется «Килох и Олвен».
Килох обратился к Артуру, прося принять дар от него. Король ответствовал: «Раз ты так хочешь, я приму твой дар до тех самых пор, пока ветер дует, дожди льют, пока солнце светит, пока море не вышло из своих берегов, пока земля – это твердь под ногами. А свидетелями тому будут: мои корона, мантия, меч Каледфолх, копье Ронгомиант, щит Винебгортухир, кинжал Карнуэнхан, а также моя жена Гвенвифар».
По легенде, Экскалибур был выкован на острове Авалон. Он же заменял королю Артуру скипетр, подтверждая законность его королевской власти. Меч появляется в начале правления Артура и исчезает в финале, в продолжение властвования помогая ему бороться с многочисленными врагами и даже с претендентами на королевский трон. Из этого можно сделать вывод, что Экскалибур играл важнейшую роль в судьбе короля. Ведь без него и власть, и какие-то способности не стоили ничего. На протяжении правления Медведя Экскалибур оставался символом, знаком могущества и величия короля, его первенства, надежно освященного свыше.
Дева Озера и подаренный ею меч
Согласно преданиям, меч короля излучал сияние, которое было «ярче 30 факелов». В «Видении Ронабви», легенде валлийцев, на рукояти из золота были изображены два змея. Когда Артур обнажал свой клинок, из пастей рептилий исходило пламя, и на него было страшно смотреть.
В древних преданиях неизменно присутствуют два сюжета: в одном из них король выдергивает меч из камня, в другой – получает меч от руки, протянувшийся из воды посередине озера. Томас Мэлори в романе «Смерть Артура» сообщал, что название мечу дала Дева (или Владычица) Озера, и оно означало «руби сталь».
Артуру он понадобился после того, как сломался еще один его меч во время битвы с королем Пеллинором. Волшебник Мерлин привел короля Артура к озеру, где жила таинственная Озерная Дева. Но это не ее рука высовывалась из воды. Дева Озера – его владычица – обитала в замке на берегу. Артур и Мерлин видели, как дева шла к ним по воде. Приблизившись, она сказала: – Войдите вон в ту барку и подгребите к мечу, и можете взять его вместе с ножнами.
Потом Мерлин спросил короля Артура: что ему больше нравится – меч или ножны? – Меч мне больше нравится, – ответил Артур. – Не угадал, – сказал волшебник. – Ибо ножны эти стоят десяти таких мечей. Покуда будут они у тебя на боку, ты не потеряешь ни капли крови, как бы жестоко ни был изранен. Потому храни ножны и держи их всегда при себе.
В ряде артуровских романов Экскалибур принадлежал сэру Гавейну, племяннику короля Артура и одному из рыцарей Круглого стола. Например, в романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале» Экскалибур, которым владел Гавейн, тоже «рубит железо, как дерево». В «Смерти Артура», написанной Томасом Мэлори по мотивам различных произведений, у короля два меча: Экскалибур и Кларент. Второй клинок использовался на рыцарских турнирах. Именно его, согласно легенде, выкрал Мордред и нанес им фатальный удар королю Артуру.
Возвращение меча
К завершению эпоса Экскалибур снова возвращается к Деве Озера. Происходит это после битвы при Камлане, когда король получил смертоносное ранение. Артур поручил сэру Бедиверу, неотлучно находившемуся рядом с умиравшим королем, бросить меч в озеро. Бедивер дважды пытался обмануть короля и прятал меч под корнями дерева, жалея выкидывать столь эффективное оружие. Но Артур всякий раз разгадывал его уловку.
В третий раз рыцарь не посмел ослушаться короля и забросил меч далеко в озеро. И прежде чем сияющий клинок долетел до воды, из озера поднялась рука в традиционном рукаве из белого шелка, поймала меч, трижды им потрясла, взмахнула и исчезла под водой. Так закончилась героическая история самого прославленного символа легенд о короле Артуре.
Любопытные факты
* Возвращение Экскалибура в озеро отражает древнюю кельтскую традицию предавать меч воде. Во время железного века кельты бросали свои мечи в озера и реки в качестве пожертвований. Для этого их даже специально ломали или повреждали. Считалось, что мечи, покидая наше земное, смертное пространство, попадали в мир иной, мир бессмертных кельтских богинь воды. Говорят, что такие мечи лежат на дне озер, заливов и рек в Уэльсе, Шотландии и Англии, в том числе в Ллин-Ллидоу в Сноудонии, в реке Бру в Сомерсете и омуте Дозмери в Корнуолле.
* Так называемый Меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует в реальной жизни. И он находится не в Авалоне, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Монтесьепи, недалеко от аббатства Сан-Гальяно в Кьюздино, в Тоскане. История такова. В 30 километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Гальяно, некогда принадлежавшее ордену цистерцианцев, примыкавшего к бенедиктинцам. Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Гальяно Гвидотти.
Этот Гвидотти вел распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение архангела Михаила, и Гвидотти, бросив все, сделался отшельником, а после смерти в 1181 году был причислен к лику святых. Легенда гласит: в знак отречения Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «поддался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять да 3–4 сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальяно, множество людей пыталось украсть меч. А еще в часовне хранятся мумифицированные руки одного из воришек, что остались после того, как на него напала стая волков, которые, по рассказам, охраняли меч.
Кларент, или Меч в камне
Еще одна легенда гласит (словами Томаса Мэлори, автора знаменитого произведения «Смерть Артура»): «И вот, в величайшей из церквей Лондона – был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, – задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырех углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нем – будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней – чудный меч обнаженный и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землей английской».
Подивились люди и рассказали о том архиепископу: «Тут отправились они к архиепископу и поведали ему, как и кем извлечен был меч. В день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы еще раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет всем править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатер над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей».
Автора, автора!
Кем же был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведенная цитата? Это рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд Le Mort D’Arthure («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя на самом деле это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений.
Узник Нью-Гейта мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена святого Франциска. Предполагается, что совокупный объем литературных источников Мэлори – в основном, кстати, стихотворных – в пять раз превышает объем написанной им самим книги. Предположительно, среди источников почти наверняка были Кретьен де Труа, мастер куртуазного романа, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.
Заметим, у Гальфрида легенды о Мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори, под наковальней, стоящей на камне).
Только смотри не перепутай…
Кстати, в новом фильме небезызвестного Гая Ричи «Меч короля Артура» (2017 год выпуска) с бюджетом более 175 миллионов долларов режиссер таки «перепутал» арсенал Короля-Медведя. По преданию, будущий король вытаскивает из камня совершенно другой меч. Но во множественных аннотациях и трейлерах это грозное оружие упорно именуется Экскалибуром. Видимо, как пишут некоторые критики, острые на язык, Ричи «плохо понимает разницу между легендой и байкой». Ведь в большинстве текстов Кларент и Экскалибур все же разные, хотя с определенной натяжкой они воспринимаются как мечи-близнецы.
Евгения Мережко