Как организовать музыкальный фестиваль и избежать нервного срыва
Каждый год в Украине проходят десятки фестивалей – от небольших районных, всего на несколько часов, до многодневных, «всегосударственного» значения. Тематика всевозможная, от фолка до современной музыки. Для артистов фестивали – это возможность показать себя, расширить аудиторию и пообщаться с коллегами. Для зрителя такие мероприятия всегда праздник и море впечатлений. А вот для организатора – практически нервный срыв.
Зачастую фестивали становятся традиционными, как, например, международный «Киев Клезмер Фест», проводимый при поддержке киевских властей на столичном Подоле. Мы решили узнать, что значит организовывать музыкальные фесты, у одного из непосредственных «виновников» этих ярких событий – Дмитрия Коровина, на счету которого весомый список проведенных мероприятий. Специально для нашего издания беседа с Димой, который знает об организации музыкальных ивентов абсолютно все: кого приглашать, сколько это стоит и что со всем этим делать…
– Дима, спасибо, что согласился поговорить и рассказать о закулисье фестивальной жизни. Прежде всего, сколько лет ты в деле?
– С 2004 года где-то. Начиналось все с домашних вечеринок, ночных дискотек, рейвов в аэропорту.
– Фестиваль – это только музыка?
– Фестиваль – это не только музыка. Точнее, так: фестиваль вообще не про музыку. Это очень тяжело, иногда грязно, но в конце всегда светло, чисто, приятно пахнет и, в общем-то, весело.
Псой Короленко (автор и исполнитель песен, перформансист), Дмитрий Коровин
– Первый фестиваль, организованный тобой лично, помнишь?
– Самый первый фестиваль я организовал у себя дома во втором классе. Мы с родителями и сестрой жили в маленькой комнатке в частном доме. Мне казалось, что это была самая большая квартира в моей тогдашней жизни. И вот я как-то пригласил всех одноклассников к себе на день рождения, человек 25–30. До сих пор не понимаю, как все поместились. Из развлечений была музыка на пластинках и бобинах. Фудкортом занималась мама, папа – в охране, сестра Наташа отвечала за театральный перформанс и лайв. Самый первый рейв-фестиваль я организовал на территории заброшенного аэропорта. Честно говоря, даже два аэропорта задействовали – один в Количевке, второй в Шестовице. А самый первый «взрослый» фестиваль, настоящий и с иностранными хэдлайнерами, – в 2009 году. Это был Chernihiv Jazz Open.
Сергей Бабучи (музыкант, Babuci and brothers), Дмитрий Коровин
– А ты можешь сказать, зачем вообще устраивать эти народные гуляния вроде фестивалей? Может, шоу по телевизору достаточно?
– Недостаточно. Я, например, телевизор не смотрю. Поэтому получается, что все надо для себя организовывать. Вот я для себя и делаю. Вернее, как для себя: звук шикарный, артисты. Все сам, все сам (смеется). И очень много людей, кстати, тоже телевизор не смотрят.
– Фестиваль – это часть культурной жизни? У этого явления есть историческая подоплека?
– Фестиваль – это «масове святкове дійство, що включає огляд чи демонстрацію досягнень у певних видах мистецтва; вид подієвих туристичних ресурсів. Спочатку виникли музичні фестивалі…» Это, скорее, выставка достижений культурного хозяйства (улыбается). Первые фесты в Украине – это самые обычные ярмарки, где зачастую играли клезмеры (традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль ее исполнения. Исполнители музыки в этом стиле – клезмеры. – Ред.).
Джоэль Холмс (американский джазовый пианист, номинант «Грэмми»), Дмитрий Коровин
– Благодарное ли это дело – нести культуру в массы?
– Я не жду благодарностей и оценок. Это благородное дело. Нести свет – это же прекрасно!
– Организовать музыкальный фестиваль в Киеве или в областном центре – существует разница?
– Разный уровень трудностей и возможностей. В Киеве больше возможностей, денег, контента, партнеров, подрядчиков. В регионах меньше денег, меньше возможностей, больше бюрократии, но больше радушия.
Hudaki Village Band на сцене «Киев Клезмер Феста», 2018 год
– Давай продолжим мысль. Организовать фестиваль в областном городе и привезти туда большого артиста на одном радушии не получится, верно?
– Это все связано между собой. Артист приведет людей, соответственно – партнеры подтянутся, финансовые и информационные.
– Ты чувствуешь себя частью шоу-бизнеса?
– Да. Не самой большой и основной, но ощущение причастности есть (улыбается).
– Вот если конкретно – какие фесты и привезенные артисты лично на твоей совести?
– Chernihiv Jazz Open – это Омри Мор, Аммос Хоффман, Даниэль Замир, Джамала, Нино Катамадзе, Карл Фриерсон. «АУ Фест» – «Хоронько Оркестр», Инна Желанная. Ну и на моей совести «завоз» так артистов, как Псой Короленко, «Серебряная свадьба», Malox, YOAV, Hazmat Modine, Samuel Berthod&Stanko Marinkovic, Bandaradan, Hudaki Village Band & Benjy Fox Rosen.
– Кто из артистов был самым капризным?
– Артист не может не капризничать. В противном случае это будет не артист, а менеджер-робот. Так или иначе все капризничают. Кто-то по полной, кто-то поменьше.
– Какой фестиваль был самым трудным в организации?
– Если честно, то недавно прошедший в Киеве и уже ставший традиционным Kyiv Klezmer Fest.
– Хоть я говорю о тебе как организаторе, но мы же оба знаем, что фестиваль – это работа большой команды. И сколько вообще нужно человек, чтобы провернуть такое мероприятие?
– В команде Kyiv Klezmer Fest, например, было семь человек. Это без волонтеров, которые нянькались с артистами. Плюс еще технический персонал человек двадцать: звук, свет, сцена.
– Можешь немного рассказать о «кухне» – как рождается идея, кто чем занимается?
– Идея рождается внезапно. И лично я потом занимаюсь генерацией дальнейших идей и их воплощением. Затем – от графическо-визуальной части до отбора артистов, переговоров с ними, поиском партнеров. Много всего. Коллеги занимаются связями с городом, поиском денег, партнеров, спонсоров, меценатов.
Юрген Крефтнер (Hudaki Village Band), Дмитрий Коровин
– Дима, фестиваль – это дорого?
– Очень!
– На этом можно заработать?
– Сложно, но можно. Важно соблюсти баланс, ведь в этом деле очень много рисков. Вот, к примеру, существенные риски: погода, смена власти, отсутствие денег, внутренние конфликты. Как везде. Есть и непредвиденные, вроде таких, когда у артиста понос или спина болит. От места зависит очень много, от звука, звукооператора. Как сказал создатель «Студио 54»: «…Хорошая вечеринка – это салат, где каждого ингредиента присутствует в достаточном количестве». Точно так же и фестиваль: переборщил с артистами, «недоборщил» с фудкортом, сэкономил на охране, звуке, свете – в результате получил ужас ужасный.
– Если так много проблем, нервов и затрат, спрошу снова: зачем это нужно?
– А как иначе? Это же жизнь. Она состоит не только из розовых пони и всяких няшностей. И когда это любимое дело, которое приносит еще и деньги, как же не заниматься? (Смеется.)
– Было мероприятие, которое ты организовывал и которым особо гордишься?
– Я не горжусь. У меня все по-другому. Я наслаждаюсь моментом каждым, от генерации до воплощения.
– Давай вернемся к клезмерскому фестивалю. В прошлом году ты участвовал в организации «Киев Клезмер Феста 2018», наша редакция там была и два дня честно отплясывала со всеми на Контрактовой площади. Кого позвали в этом году, и вообще, почему решили повторить?
– Повторяем, потому что это классная тема. Напомню, что очень долгое время пытались организовать его до этого. В начале 2000-х был в Киеве фестиваль клезмерской музыки, но не опен-эйр, а небольшие концерты, в основном внутри общин. У этой музыки огромный потенциал, она нравится людям. В этом году мы продолжили то, что было начато почти двадцать лет назад.
Позвали Гену Фомина из Харькова и его New Tsayt Band, позвали Bandaradan из Италии, позвали SHO?! из Одессы, позвали Самюэля Берто и Станко Маринковича из Франции, позвали Бенжи Фокс Розена – певца на идиш из Австрии, и ему подыграли популярные в Украине Hudaki Village Band, позвали свадебный бенд Jonych&Tsypa Banda и, наконец, позвали Hazmat Modine из Америки…
– Тогда было много отличных отзывов о фестивале еврейской музыки в Киеве. Ты сам доволен проделанной работой?
– Да, хороший фестиваль получился. Были вопросы, но мы подготовились и решили их в этом году. Получилось вроде неплохо.
– Тебя критиковали за работу?
– Конечно. А как же без этого? Важно, что критикуют, ведь это значит – интересуются, подмечают то, чего я, например, могу не заметить.
– Я слышала, что ты планируешь работать с Олегом Скрипкой над чем-то масштабным. Что это будет?
– Пока секрет. В июле хотим презентовать одну штуку. Извини, подробностей пока не приоткрываем даже (улыбается).
– Какие еще проекты в планах? Чем будете радовать публику?
– Есть в разработке Klezmer Stage – концерты клезмер, клезмер-джаз, джаз 20–30-х годов. И этнофестивали на постоянной основе и на одной из самых центровых площадок Киева. Приходите, будет круто!